В чем заключается феномен якутского кино? Ответ на этот вопрос пытаются найти многие кинокритики и журналисты, разбирая по крупицам каждый фильм, вышедший в республике, коих несметное количество. Фильмы в Якутии снимали всегда, но пристальное внимание к нему обратили только в этом году. Так совпало, что в Год российского кино в республике произошел настоящий кинобум: малобюджетные картины из далекой и малонаселенной республики громко заявили о себе на международных кинофестивалях с не менее громкими названиями. Как получилось, что снятое на цифровую камеру любительское кино переросло в качественный продукт и стало полноценным брендом наряду с алмазами, холодом и мамонтами – в материале ИА YakutiaMedia.
Якутский кинобум
Как было сказано выше, снимать кино в Якутии начали довольно давно, однако киноэксперты обратили свой взор на него, совершенно случайным образом, именно в Год российского кино. "Сахавуд", так в народе прозвали якутский кинематограф, за год штампует по 10-15 фильмов. Если раньше фильмы и носили более любительский характер, то в этом году якутское кино вышло на достаточно серьезный уровень. Особенно урожайной выдалась осень 2016 года. Якутские кинематографисты смогли принести очень высокие награды и были удостоены очень высокой оценки:
Фильм Костаса Марсана "Мой убийца" — в якутском прокате выходил под названием "Сайсары куолгэ" — вошел в список претендентов на номинацию "Лучший иностранный фильм" кинопремии "Золотой глобус". Победитель основного конкурса четвертого Якутского международного кинофестиваля в номинации "Лучший фильм". Участвовал в Открытом российском фестивале кино и театра "Амурская осень", был представлен на открытом показе в рамках фестиваля в городе Благовещенск. В данное время заявлен на премию основной программы Азиатского мирового кинофестиваля Asian World Film Festival в Лос-Анджелесе (США).
Фильм "Костер на ветру" номинирован на престижную премию Asia Pacific Screen Awards, которую называют не иначе как "азиатским Оскаром". Картина заявлена в категории "Культурное разнообразие", которая проходит под патронатом ЮНЕСКО. Участник 21-го Пусанского международного кинофестиваля, победитель в номинации "Лучшая драма" 17 канадского кинофестиваля Imagine Native. Примечательно, что картину снял директор школы села Чапчылган Амгинского улуса Якутии Дмитрий Давыдов.
Пассионарный взрыв якутского кино: самосознание народа, зрительский интерес и смелые шаги. Фото: ИА YakutiaMedia
Еще один якутский фильм "Его Дочь" режиссера Татьяны Эверстовой стал обладателем Гран-при 21 кинофестиваля "Окно в Европу", получил главный приз конкурса "Осенние премьеры", специальный приз "За глубину и чистоту авторского высказывания" и диплом гильдии киноведов и кинокритиков. Кроме того, картина удостоилась победы в номинации "Лучший дебют" и специального приза "Российской газеты" Первого Уральского открытого фестиваля российского кино.
Картина Михаила Барынина "24 снега" является обладателем приза за блестящее визуальное решение и победителем конкурса документального кино четвертого Якутского международного кинофестиваля. Гран-при и Приз молодежного жюри 15 Байкальского международного фестиваля документального кино "Человек и природа" им. В. Распутина, обладатель приза зрительских симпатий на 38-м Московском международном кинофестивале. Фильм выходит в якутский прокат с 3 ноября, в российский –с 9 февраля.
Черно-белая картина "Божество Дьосогой" режиссера Сергея Потапова выиграл Гран-При третьего международного Якутского кинофестиваля, имеет приз за лучшую режиссуру в Международном фестивале мусульманского кино "Золотой минбар" и специальное упоминание жюри "За смелый эксперимент с формой" на четвертом Национальном кинофестивале дебютов "Движение".
Пассионарный взрыв
"Некоторые эксперты говорят, что якутское кино сделал якутский зритель, так как фильмы снимаются на якутском языке. Я с этим согласна. В этом и уникальность нашего зрителя, что он несмотря ни на что выбирает якутское кино и поддерживает его рублем. Это безусловно стимулирует наших кинематографистов. Все просто: если бы люди не ходили бы, соответственно этих фильмов не было бы", — считает промоутер якутского кино Сардана Саввина.
Пассионарный взрыв якутского кино: самосознание народа, зрительский интерес и смелые шаги. Фото: Нюргуяна Иванова
По ее словам, поддержка якутского зрителя – не единственное, что дало развитие якутскому кинематографу. "Наши кинотеатры в свое время сделали очень отважный шаг навстречу нашим киношникам на свой страх и риск. Кроме того, не стоит забывать историю якутского кино. В 90-е годы, когда все начиналось — было время, когда мы искали себя, всем хотелось своего. На фоне этой самоидентификации все пошло и поехало. Наши смелые кинотеатры дали возможность раскрутиться фильмам, а зрители их поддержали. После этого появилась потребность в кадрах: наши кинематографисты выучились, а Саха театр со своей уникальной базой профессиональных актеров стал мощной основой якутского кино. Также поддержало правительство в лице Министерства культуры и государственной компании "Сахафильм". Само по себе ничего не делается и как-то все это собралось воедино. Поэтому мне очень нравится формулировка — пассионарный взрыв".
Сардана Саввина уверена, что большой результат приходит с большим трудом и опытом. "Не надо бояться, нужно делать и идти дальше", — добавила она.
Кинообозреватель радиостанций «Маяк», «Вести ФМ» и телепередачи «Вечерний Ургант»
Автор фото: Антон Долин
Это не российское кино, это совершенно какое-то отдельное явление. Оно не имеет разделения между авторским кинематографом и коммерческим. Все фильмы в Якутии одновременно яркие и коммерческие, потому что на них ходит якутская публика.
Чего ждать дальше?
Всему свойственно заканчиваться. Рано или поздно ажиотаж вокруг феномена якутского кино стихнет. И тут возникает вопрос – чего ожидать от "Сахавуда" дальше? Продюсер якутских фильмов заявляет, что будущее у якутского кино есть. "У нас раньше снимали "трэш" на цифровую камеру, а сейчас мы вышли на серьезный уровень и нас замечают такие крупные кинофестивали. Нашим кинематографистам, которые сейчас активно работают, в основной массе за 30 лет. Это молодое поколение, которое может дать что-то новое. Пока есть шанс выходить на мировые площадки их надо поддерживать. Ведь они уже сейчас дошли до той планки, что могли бы снять еще лучше, но все опять упирается в несчастный бюджет. Мы бы очень хотели, чтобы нас услышали федеральные власти. Фонд кино и Министерство культуры РФ выделяет большие деньги на проекты, но региональное кино очень мало получает, Якутия на моей памяти ни разу не получала. Регионы не просят большие деньги, но я считаю отдельная часть бюджета должна все-таки идти регионам. Тогда регионы буду конкурировать между собой, а не с именитыми режиссерами и продюсерскими центрами", — резюмировала Сардана Саввина.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Якутский фильм "Мой убийца" добрался до "Голливуда"
Якутский фильм "Костер на ветру" номинирован на "азиатский Оскар"
Заместитель министра культуры и духовного развития Якутии
Автор фото: Владислав Левочкин
Кинобум показывает, что у нас огромное число талантливых людей. Я думаю, что этот большой всплеск лежит в основе якутской культуры. Отличие Якутского кинематографа от всего кинематографического процесса в том, что кино как индустрия развивается в сфере коммерческих интересов, а наш кинематограф основывается исключительно на зрительском интересе. На той потребности, которая есть в нашем обществе. Именно в потребности самосознания.