YakutiaMedia, 28 ноября. Опираясь на опыт Республики Саха (Якутия), где, начиная с 2000-х годов, при поддержке правительства и президента Якутии, была разработана и реализована программа поддержки одаренных детей, включающая создание республиканских банков данных, Центр развивающего обучения, ассоциации, президентские школы и физико-математические движения, можно отметить позитивные тенденции. В настоящее время развиваются кванториумы, IT-клубы и другие подобные инициативы, подчеркнул Александр Чудиновских, директор гимназии "Центр глобального образования" города Якутска в рамках совместной панельной сессии федерального форума "Цифровой алмаз" (18+), "Северного Форума устойчивого развития" (18+) "Образовательная вертикаль для Арктики: от школы до науки — путь к технологическому лидерству".
"Человек — сложно организованная система, подверженная влиянию как внутренних, так и внешних факторов. И, как справедливо отмечалось, траектория развития, выбранная в школе и дальнейший путь часто расходятся. Современная школа не всегда гарантирует всестороннее развитие и успех. Существенная роль отводится аспектам развития, скрытым в глубинах человеческого сознания, природа которого до сих пор остается загадкой и предметом множества интерпретаций.
В историческом контексте, как в советское время, так и в период развития светского образования в Российской империи, существовали учебные заведения, подобные современным гимназиям, однако с иным уклоном — в сторону дисциплин, связанных с религией и обучением мужчин. Возможно, именно в этом кроется основа фундаментальных знаний, что требует более глубокого осмысления, а не просто следования логике, оторванной от человеческой сущности. В этом ключе, школа, подобно государственному инструменту, наиболее эффективна при наличии четких целей и стратегий.
Опираясь на опыт Республики Саха (Якутия), где, начиная с 2000-х годов, при поддержке правительства и президента Якутии, была разработана и реализована программа поддержки одаренных детей, включающая создание республиканских банков данных, Центр развивающего обучения, ассоциации, президентские школы и физико-математические движения, можно отметить позитивные тенденции. В настоящее время развиваются кванториумы, IT-клубы и другие подобные инициативы.
Важным элементом системы является гимназия, управляемая Центром глобального образования, объединяющая ряд образовательных учреждений. В рамках концепции опережающего развития проводятся специализированные курсы для участников олимпиад. Однако ключевым моментом в работе с одаренными детьми является наличие увлеченных педагогов, осознающих, что для развития таланта важна не только скорость мышления, но и глубина понимания. Евгений Ямбург подчеркивал, что одаренный ребенок требует не меньшего внимания, чем отстающий.
В качестве конкретных предложений следует рассмотреть усиление работы с педагогами посредством создания системы подготовки учителей для работы с олимпиадниками в сотрудничестве с университетами. Это позволит вывести систему на качественно новый уровень.
Еще одно предложение касается создания финансового механизма, стимулирующего индивидуальную работу учителя с одаренным учеником, обеспечивающего достойную оплату труда. Необходимо рассмотреть возможность создания центров подготовки учителей для работы с одаренными детьми на базе университетов, которые пока действуют разрозненно, без системной и комплексной поддержки. Это позволит усилить подготовку специалистов, необходимых университетам и академиям.
Несмотря на то, что большое внимание уделяется школам с низкими образовательными результатами, исследования Казанского федерального университета показывают, что успешность в университете в большей степени зависит от участия в олимпиадах, чем от высоких результатов ЕГЭ. Это вновь возвращает нас к необходимости более глубокого понимания и осознания действительности, изменений и внесения их в научную картину мира, что в конечном итоге отразится на отрасли, экономике и общем понимании мира.
В этой связи следует обратить внимание на школы с низкими образовательными результатами (ШНОР) и внедрение практики резидентных школ — перспективное направление, учитывающее психологические особенности управления этими школами. Недостаточное внимание уделяется повышению квалификации управленческих кадров в этой сфере, что требует системного подхода и соответствующего финансирования.
Важным аспектом является политическая роль, которая в 50-80-е годы способствовала существенному росту научно-технологической отрасли. Для более эффективной работы необходимы единство и координация управления национальными процессами на региональном и федеральном уровнях, а также значительное государственное финансирование образования и науки.
С учетом современных условий необходимо выработать определенную идеологию в экономической области, чтобы аккумулировать ресурсы в ключевых для страны направлениях. Школа формирует истоки, определяет траекторию развития учащихся, в том числе и одаренных детей из отдаленных регионов. Уделяя больше внимания детям сегодня, мы создаем счастливое будущее для молодых поколений", — отметил Александр Чудиновских.