YakutiaMedia, 15 ноября. Совместное заседание двух профильных комитетов, проведенное под руководством Павла Петрова и первого заместителя Председателя Правительства Дмитрия Садовникова, стало ключевым событием для обеспечения бесперебойного жизнеобеспечения региона в зимний период. В своем выступлении министр транспорта Якутии отметил, что предприятие "Дороги Арктики" функционируют в условиях жесточайшего дефицита финансов. Об этом сообщает пресс-служба Минтранспорта Якутии.
Об автозимниках и ледовых переправах
Основным докладчиком по вопросу выступил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Владимир Сивцев.
Касательно ледовых переправ через реку Лена (от Якутска до Нижнего Бестяха) наблюдаются "открытые окна" — незамерзающая часть пустоты во льдах, поэтому в этом году предлагается выход в пойменную часть, что приведет к сокращению продолжительности переправы с 10 до 5 км. По переправе со стороны Павловска предлагается изменение трассировки, в части удлинения трассы на 900 метров.
Кроме того, министр сообщил, что предприятие "Дороги Арктики" функционируют в настоящее время в условиях жесточайшего дефицита финансов (дефицит по кассовому плану дорожного фонда составляет 4,5 млрд. рублей). При этом он подчеркнул, что в текущем году со второй декады октября по всей территории республики наблюдается значеначительное выпадение осадков. В Белой горе, Чокурдахе, Усть-Куйге, Батагае, Среднекомлымске, Черском и других населенных пунктов Крайнего Севера наблюдается уровень снега в 2, а иной в 3 раза превышающий нормы выпадения осадков: "Снежные покровы значительно усложняют работу дорожников, труднее проводить намораживание зимников, что может сказаться на сроках открытия ледовых переправ республики".

В Ил Тумэне состоялось совместное заседание постоянного комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике. Фото: Пресс-служба Ил Тумэн
О проблемах завоза
С основным докладом по вопросу выступил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) Вячеслав Емельянов.
Он начал свой доклад с информации о том, что завоз ТЭР завершен в полном объеме. В навигацию 2025 года завезено по основным жизнеобеспечивающим предприятиям республики порядка 329 тысяч тонн угля, более 51 тысячи тонн нефти, более 11 тонн газоконденсата и 75 тысяч тонн дизтоплива. Министр подчеркнул, что запас топливно-энергетических ресурсов обеспечен до открытия устойчивых автозимников.
"Особое беспокойство вызывает финансовое состояние перевозчиков энергетических ресурсов до арктических районов. С учетом неоплаченных долгов предприятий ОКК: перевозчики находятся на грани банкротства, у некоторых уже арестованы счета", — сообщил в ходе выступления министр ЖКХ республики.
В своем содокладе генеральный директор по ТЭР и транспорту ГУП "ЖКХ РС(Я)" Сергей Владимиров рассказал о критической ситуации в сфере организации коммунального комплекса в связи хроническим недофинансированием со стороны ГУП "ЖКХ", в частности о том , что:
— угольные разрезы не могут осуществлять свою производственную деятельность по добыче угольной продукции из-за постоянного недофинансирования;
— из-за установленных пунктов весового контроля увеличилось количество крупных штрафов на перевозчиков ТЭР, поэтому завоз во многие близлежащие районы необходимо будет производить на малотоннажной технике. Это может сказаться и на удорожании перевозки, по предварительным расчетам увеличение ожидается до 400 млн. рублей.
По итогам выступления Сергей Владимиров предложил отключать весовой контроль в период с 1 декабря по 31 марта в целях проезда автотранспорта, перевозящего топливно-энергетические ресурсы, а также выйти с соответствующей инициативой в Минтранс РФ.
Заместитель генерального директора по управлению ресурсами АО "Сахаэнерго" Дмитрий Федоров в своем содокладе особо выделил необходимость внесения законодательной инициативы в части продления действия техосмотров для районов арктической зоны республики Минтрансом РФ: "Как показывает практика, проведение технического осмотра в районах Крайнего Севера возможно только в зимний период, в остальное время проведение его невозможно из-за логистики".
Добыча и поставка угольной продукции
С докладом выступил первый заместитель министра промышленности и геологии республики Михаил Кириллин. Основной проблемой он выделил малые угледобывающие предприятия. Компании не обеспечены достаточным топливом и взрывчатыми веществами. На сегодня задолженность таким предприятиям составляет порядка 2 млрд. 800 млн. рублей. До конца года ожидается, что данная задолженность может превысить сумму в 3 млрд. рублей.
Михаил Кириллин подчеркнул, что малые угледобывающие предприятия являются бюджетообразующими для тех муниципалитетов, где они размещены и, несомненно, своевременные расчеты влияют на заработные платы местных жителей — основных работников отрасли малой добычи угля.
С содокладом по теме выступил директор АО "Телен" Прокопий Рахлеев, рассказав о фактических расходах, которые несут малые угледобывающие предприятия и о последствиях, которые неминуемо приведут к закрытию таких жизнеобеспечивающих организаций при недофинансировании в ближайшее время.
Народный депутат Якутии Виктор Федоров предложил закрепить в итоговом документе по результатам заседания необходимость проведения корректировки бюджета до 20 чисел декабря в части изыскания средств для закрытия основных потребностей отраслей ОКК.
Подытоживая мероприятие, Александр Корякин отметил, что сложилась непростая ситуация, которая требует особого внимания как исполнительных, так и законодательных органов власти. Он добавил, что все вопросы остаются на контроле профильных комитетов и в 1 квартале 2026 года будет запланировано заседание по ключевым вопросам жилищного-коммунального хозяйства для анализа эффективности предпринятых мер.
В мероприятии приняли участие члены комитетов, руководители профильных министерств, представители ключевых энергетических и транспортных организаций республики, муниципальных образований и профильных предприятий.