Накануне Дня энергетика мы взяли интервью у руководителя филиала ПАО "ДЭК" "Якутскэнергосбыт" Нюргуяны Куприяновой, которая возглавила филиал в 2022 году. Во время беседы мы открыли для себя мир энергетики совершенно с другой стороны, узнали о том, какие здесь работают сотрудники и поняли, что самое главное звено здесь — это люди, сообщает ИА YakutiaMedia.
Нужно работать на равных
Наша собеседница Нюргуяна Ивановна 22 года работает в энергетике, а в должности директора ДЭК Якутскэнергосбыт третий год.
Она начинала свой трудовой путь в Нюрбинском районе, где трудилась инженером договорной группы, затем, переехав в Якутск, прошла путь от специалиста до начальника правового управления. У Нюргуяны Ивановны два высших образования: экономическое и юридическое. Тем не менее она и сейчас продолжает обучаться новым технологиям, чтобы идти в ногу со временем.
— Учителем, который меня научил азам сбытовой деятельности, был и остается Алексей Иннокентьевич Шеметов. Сейчас я стараюсь продолжать его традиции, которые им были заложены в Энергосбыте. Руководить большой компанией, где работает более 850 человек — дело непростое, требующее больших моральных сил и самоотдачи, но затягивающее тебя всецело, что называется “с головой”, если ты работаешь с коллективом на равных и не стоишь в стороне. Коллектив у нас молодой, но есть люди, которые посвятили всю свою жизнь энергетике. У нас целые династии энергетиков. Я благодарна своему коллективу за то, что мы вместе движемся в одном направлении, к одной цели.
— Нюргуяна Ивановна, раз мы заговорили о коллективе, то расскажите, какими качествами должен обладать руководитель для организаци слаженной работы?
— Руководитель должен обладать, во-первых, колоссальной ответственностью перед людьми, в целом, перед компанией. Но прежде всего, он обязан быть ответственным перед собой, быть требовательным к себе, чтобы стать примером для окружающих. В свое время, работая в команде Алексея Шеметова, смотрела на руководителей, как они строят отношения с коллегами, например, Николай Парников всем сердцем "болел" и жил ради общего дела, вдохновляя каждого. И это очень высоко ценится. Мне по жизни встречаются очень хорошие люди, я у них учусь. Сейчас передаю знания молодому поколению и они меня учат креативности, инновационному мышлению, новым технологиям. Нужно идти в ногу со временем, чтобы руководить таким большим коллективом.
Делаем всё для удобства наших потребителей
— Каким был уходящий год для компании?
— Уходящий год для Якутскэнергосбыта был очень продуктивным. Мы являемся поставщиками электро— и теплоэнергии на территории 21 районов республики и Якутска. На сегодняшний день мы обслуживаем более 320 тысяч лицевых счетов частных и более 18 тысяч корпоративных клиентов. Оказываем очные консультации в 37 клиентских офисах и единых расчетно-информационных центрах в Якутске и Нерюнгри.
Наша основная задача — повышение качества обслуживания населения. Постоянно совершенствуются онлайн-сервисы, с помощью которых можно с комфортом решить энергосбытовые вопросы без посещения офиса.
— В чем их плюсы?
— Сегодня наши потребители могут получить более 90% услуг в дистанционном формате — это очень удобно. Всего зарегистрировано 197 тысяч пользователей сервиса Личный кабинет ДЭК, что составляет более 58 % от общего числа частных клиентов компании. От получения бумажных платежных документов отказались почти 132 тысячи клиентов.
Сейчас жители столицы, зарегистрированные в Личном кабинете, получили возможность оплачивать все коммунальные услуги в один клик не выходя из дома. В обновленном профиле можно оплатить услуги ресурсоснабжающим организациям, УК и ТСЖ и взносы в Фонд капремонта. На сегодня в списке контрагентов 112 организаций, с которыми наша компания заключила договоры. Если в Личном кабинете отсутствует строка с наименованием УК или ТСЖ, значит, обслуживающая организация не подписала договор с ДЭК на прием оплат.
Онлайн-сервис также позволяет актуализировать данные по приборам учёта, подписаться на получение электронной квитанции, проконтролировать начисления и оплаты, написать обращение специалисту.
— Начиная с февраля этого года жители республики получают новые квитанции на оплату коммунальных услуг, расскажите об этом.
— На новой "Платежной странице ДЭК" в верхней левой части размещен QR-код. С помощью данного кода клиенты компании могут без регистрации в режиме онлайн произвести оплату коммунальных услуг.
Нововведение значительно экономит время, оплатить с помощью платежной страницы ДЭК можно двумя способами: отсканировать QR-код, расположенный в верхней левой части квитанции или перейти по индивидуальной ссылке на платежную страницу ДЭК, размещенной в электронном письме, направленном вместе с электронной квитанцией на почту.
Отмечу, что оплатить за услуги ПАО "Якутскэнерго" можно без комиссии. Передача показаний также максимально упрощена, для наших абонентов появилась возможность передачи показаний приборов учета через сайт без регистрации.
Старшее поколение осваивает онлайн-сервисы ДЭК
- Нюргуяна Ивановна, компания уделяет особое внимание повышению коммунальной грамотности среди населения, какая работа идет в этом направлении?
— Да, это действительно так. В течение года мы провели 76 акций "Грамотный потребитель". Консультации по актуальным сбытовым вопросам получили более 1250 жителей республики. В Школе третьего возраста проводим встречи, где помогаем людям старшего поколения освоить мобильное приложение ДЭК, обучаем вносить данные. И, знаете, они очень быстро схватывают информацию и благодарят нас.
— В ТРК "Туймаада" ДЭК установил умный терминал, расскажите, что это за новшество?
— Этот терминал — наш видеоконсультант. Ранее стоял в нашем новом офисе ДЭК на улице Федора Попова, но мы решили установить его в центре города, чтобы у населения возможность им воспользоваться была больше. Терминал может вас связать по видеосвязи со специалистами контакт-центра, с его помощью можно провести оплату, распечатать или отправить документы, передать показания. Так что не бойтесь и подходите к нему, наш видеоконсультант, вам обязательно поможет. Добавлю, что связаться по видеосвязи с операторами контакт-центра ДЭК можно теперь напрямую и с сайта компании.
Каждый потребитель несет ответственность
— Сколько должников у компании?
— Я приведу статистику. По данным на 1 декабря 2024 года задолженность предприятий ЖКХ составила более 653 млн рублей, УК и ТСЖ — более 702 млн рублей, физических лиц — 1,9 млрд рублей. Для повышения платёжной дисциплины мы прибегаем к законным методам: ведению претензионно-исковой работы, проведению рейдовых мероприятий, в том числе совместно с судебными приставами. За 11 месяцев компанией было подано: более 20 тысяч исков на сумму 496 млн рублей в отношении физических лиц; 521 иск на сумму более 440 млн рублей в отношении юрлиц. По населению и юридическим лицам мы подходим индивидуально к рассмотрению вопроса, работает комиссия по дебиторской задолженности. Заключаем реструктуризацию, чтобы предприятие как-то могло рассчитаться по всем услугам, которые они уже воспользовались.
— Долг физлиц составляет около 2 млрд рублей, почему люди не платят?
— Ситуации бывают разные. Например, человек сдал свою квартиру, а арендаторы не передают данные по счетчикам, долги копятся. Хотя за свою недвижимость ответственность несет собственник. Бывает, продают квартиру, но, к сожалению, нас не извещают. Бывают ситуации, когда взыскание приходит уже не на то лицо. Поэтому я обращаюсь к нашим потребителям, чтобы уведомляли ДЭК по поводу купли-продажи жилья. Потому что наращивание задолженности возникает в некоторых ситуациях по безответственности, и бывают случаи, когда человек, оказывается в долговой яме по незнанию.
Бывают ситуации, когда потребитель закрыл квартиру и не проживает в ней несколько лет. А долг копится, потому что потребитель не передает показания. Сначала показания рассчитывают по среднемесячному объему потребления, потом переходят на нормативные. Чтобы не было нормативного начисления, люди должны обязательно передавать показания приборов учёта. Теперь потребители знают, что передавать показания надо с 20 по 25 число каждого месяца.
Еще раз отмечу, что по каждому должнику мы принимаем индивидуальное решение, изучаем ситуацию и документы.
— Если человек продал квартиру, как уведомить ДЭК?
— Тут ничего сложного нет и никуда идти не надо, все можно сделать онлайн, через личный кабинет пишется заявление, прикрепляют договор купли-продажи. Тогда расторгается договор и открывается лицевой счет на нового хозяина, наши операторы связываются с ним.

Главное звено в энергетике – это люди - руководитель ДЭК в Якутии Нюргуяна Куприянова. Фото: пресс-служба филиала ДЭК Якутскэнергосбыт
— Нюргуяна Ивановна, благодарим Вас за содержательную и интересную беседу. Думаем, что наши читатели откроют для себя много познавательного из нее. Мы, в свою очередь, призываем всех пользоваться сервисами компании. С наступающим Новым годом! Желаем процветания и благополучия!
— Хочу поздравить все коллективы энергокомпаний с Днем энергетика. Быть энергетиком — это ответственная и почётная миссия. Желаю всем коллегам стабильного развития, крепкого здоровья, счастья и благополучия! Также хочу поздравить всех с наступающим Новым годом и Рождеством, пожелать тепла, света, оптимизма и неиссякаемой энергии вам и вашим семьям в Новом году!