Народный поэт Якутии, лауреат Госпремии им. П.А.Ойунского Наталья Ивановна Харлампьева с большой любовью вспоминает школьные годы. Как рассказала Наталья Ивановне корреспонденту ИА YakutiaMedia, учителя русского языка и литературы оказали большое влияние на выбор профессии.
"В начальной школе я училась в Магане. Это был интернациональным поселком, где жили русские, татары, поэтому я очень рано научилась говорить по-русски, и, когда настало время идти в школу, меня записали в русский класс, но отец настоял на переводе в якутский — именно потому, что я уже хорошо говорю на русском, учиться мне надо на своем языке, считал он.С первой учительницей мне не очень повезло, это начало 60-ых годов. Тогда рукоприклалство учителей не возьранялось и нам особенно шустрым непоселам,доставалось... До сих пор помню ее щипки и то, как бвло больно, когда она дергала за волосы у виска... Но тем не менее она вбила в нас крепкие знания.
С пятого класса я перешла в городскую школу — 20-ю, в Сайсарах. Директором ее был Николай Алексеевич Аллахский, благодаря которому была построена 14-я школа — она должна была стать 20-й школой в каменном варианте, но сложилось по-другому. Там я числилась в твердых хорошистах, а иногда и в отличниках.Тогда это была вторая школа в Якутске, где якутские дети обучались на родном языке. Не по всем предметам, конечно
У меня и моих одноклассников была замечательная учительница, наш классный руководитель Евдокия Петровна Бубякина из знаменитой вилюйской учительской династии. Она вела нас с пятого по десятый класс. Преподаватель русского языка и литературы, замечательный человек. Она была красавицей, родом из вилюйских казаков, династии учителей,прекрасно говорила по якутски.
По другим предметам тоже училась неплохо, но к русскому языку и литературе был особый интерес, и этот интерес заронила Евдокия Петровна. До сих пор вспоминаю ее уроки. Сколько она любви и труда в них вкладывала! Прекрасный учитель, прекрасный человек. И авторитет непререкаемый.
Иногда с улыбкой вспоминаю, как классе в седьмом все девочки отрезали себе челки, и я в том числе, а она, увидев меня, расстроилась: "Что ты сделала, Наташа! Зачем закрыла свой прекрасный лоб!".
Придя из школы, я долго разглядывала лоб в зеркале, ничего примечательного в нем не увидев. Но она настолько убежденно говорила, что впоследствии я всегда была уверена: что-что, а уж лоб-то у меня точно красивый. Вот как учитель может заронить в человеке уверенность и в малом, и в большом…
Это она привила мне любовь к литературе, к поэзии. Как она читала стихи! Невозможно было не влюбиться в поэзию! Мои одноклассники говорят, что я была ее любимицей, но тогда я этого не ощущала. Мне просто было интересно все, что она рассказывала, предлагала для чтения. Читала я запоем.Для нее впжно было все , не только наша учеба, наши дела дома, как мы одеты, насколько активны в школьной жизни... хотя были и другие прекрасные учителя в нашей школе— математик Николай Николаевич Попов, преподаватель английского Петр Корнеевич Шуляк... Евдокия Дмитриевна Сыромятникова, которая водила нас в турпоходы, приохотила к спортивному ориентированию. Мне тогда было интересно все, хотя не все давалось легко — я всегда пересдавала работы по черчению...
В те годы мы были уверены, что поступим в ВУЗ и даже не сомневались в этом. Так учила советская школа. А сегодня, когда школы начинают избавляться от своих же учеников после девятого класса, не очень то просто это принять. Нынче я была наблюдателем на ЕГЭ в школе, где учится внук. мне просто было жаль детей. Какие строгости— в туалет и то под конвоем учителя! В классе впереди два учителя, а сзади наблюдатель... Сегодняшним школьникам гораздо сложнее, чем когда то нам. Учебный процесс, нацеленный на тестовые знания, конкуренция, жесткие условия проверки знаний... Но тем не менее надо учиться, продираться к своей цели! Ведь сложности есть у каждого времени. У сегодняшних школьников много преимуществ— в их распоряжении все новшества, новые технологии, Интернет, наконец. Весь мир на ладони! Надо просто обозначить свои приоритеты и вбирать в себя ту информацию, которая нужна для того, чтоб состояться. Как человек, как личность", — подытожила Наталья Ивановна.
Первомайский парад, 1966 год, с классным руководителем Евдокией Петровной Бубякиной. Наталья Ивановна справа от нее. личный архив