Обычно за неоплату коммунальных услуг граждан России ожидает наказание в виде штрафа. Но член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев рассказал о лазейке в Жилищном кодексе (ЖК), которая позволяет не платить за коммунальные услуги при определенных обстоятельствах.
В статье 155 ЖК сказано, что плату за ЖКУ взимают на основании платежного документа. Получается, что с формальной точки зрения, если документа нет, то собственник жилья не обязан платить за коммуналку.
Однако платежи могут выставляться без бумажного носителя. Ведь есть еще электронные квитанции, размещенные в ГИС ЖКХ или других информационных системах, в письмах, направленных потребителю на электронный почтовый ящик или через информационный терминал. Наличие электронной квитанции также обязывает заплатить за ЖКХ.
Если же квитанции нет нигде, включая электронные сервисы, граждане платить не обязаны до тех пор, пока такой документ не появится. Но отсутствие квитанции важно зафиксировать, обратившись в управляющую т ресурсоснабжающие организации.
Отказываться от платы лишь на основании того, что нет квитанции, неразумно. Ведь человек пользовался услугами в полной мере. Но без квитанции он не знает точной суммы, которую обязан внести. После формирования квитанции нужно отсчитать 10 дней и заплатить.
В некоторых случаях граждане платить за ЖКУ не обязаны. Это происходит тогда, когда в квитанции не указано кто является поставщиком услуги, плата начислена с нарушением правил арифметики.
Также бывает, что между поставщиком и гражданином возник конфликт из-за некачественно оказанной услуги. При этом поставщик не снижает плату или вводит собственников в заблуждение.
В таких случаях нужно разбираться. Граждане могут потребовать сверить счета в РСО или управляющей компании. На ответ после запроса у организаций есть три рабочих дня (пункт 34 Правил управления МКД (утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416)).
Кроме того, как отмечается в части 11 статьи 161 Жилищного кодекса, разбираться, почему услуги предоставлялись в ненадлежащем качестве, а начисления делались с нарушениями, должна заниматься и управляющая компания.
Помимо этого важно отметить, что в соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ клиенты РСО платят за коммунальные услуги, которые предоставляются по прямым договорам, на банковские счета поставщиков, а не расчетных центров.
Бывает, что в квитанции указывается банковский счет расчетного центра, заключившего договор с РСО. Это является нарушением частей 6, 7.5 и 15 статьи 155 Жилищного кодекса и Федерального закона № 103 "О платежных агентах", в соответствии с которым платежные агенты могут принимать не электронные деньги, а только наличные.
А в квитанции могут указываться лишь счета управляющей и ресурсоснабжающей организаций, с которыми заключены прямые договоры, приводит слова эксперта канал платформы "Яднекс.Дзен" "Маркет ЖКХ".