Международная научная конференция "Дальневосточные пропилеи" (12+), посвященная 25-летию искусствоведческого образования, проходит 16-18 апреля в Дальневосточном федеральном университете. В течение трех дней 120 ученых из России, Китая и Белоруссии знакомят друг друга со своими исследованиями в области изобразительного искусства, музыки, кинематографа, музейного дела, архитектуры и дизайна, этнических культур, театра, современного визуального творчества, медиа и т.д. Одной из тем научных докладов стало современное кино Якутии, или "Сахавуд", как его называют по аналогии с американским Голливудом и индийским Болливудом, отмечает ИА PrimaMedia.
Как получилось, что якутская кинематография — одна из самых молодых в России, из локального явления превратилось в особую модель кинопроизводства, как удалось выработать подвижный киноязык, способный репрезентировать национальную культуру в тропах популярных жанров: комедий, драм и хорроров? Почему работы якутских кинематографистов привлекают всё большее внимание зрителей и критиков, с успехом участвуют в отечественных и зарубежных фестивалях, становятся предметом исследовательских проектов? На эти и другие вопросы попытался ответить старший научный сотрудник сектора современного искусства Запада Государственного института искусствознания, кандидат философских наук Даниил Смолев, который подготовил к конференции доклад "Сахавуд. К феномену нового якутского кино" (12+).
Датой рождения нового якутского кино можно считать 1992 год, когда указом тогдашнего президента Республики Саха (Якутии) Михаила Николаева была создана "Сахафильм"
"На ранних этапах политику государственной кинокомпании можно охарактеризовать как компенсаторную: словно беря реванш за "немоту" советских лет, она попыталась найти определяющие визуальные образы, поэтику и героев, а потому обратилась к этнографическим и научно-популярным фильмам, экранизациям якутской литературы, военным и другим историческим поджанрам", — отметил Даниил Смолев.
Вплоть до конца 2000-х ленты, выпущенные на "Сахафильме", не получали проката за пределами региона. Шло накапливание сил. Правительство региона финансировало одаренных якутских студентов, давая им возможность осваивать ремесло в Москве (ВГИК, Высшие курсы сценаристов и режиссеров) и Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский университет кино и телевидения).
Эксперты рассматривают взаимное влияние российского и восточного искусств
"Якутский кинематограф эволюционировал методом проб и ошибок, набиванием шишек в желании обрести художественную органику, которая отвечала бы и тенденциям времени, и менталитету народа", — сообщил Даниил Смолев.
В 2009 году под шефством министра культуры и духовного развития Якутии Андрея Борисова был выпущен двухчасовой исторический эпос "Тайна Чингис Хаана" (12+), снимавшийся с большим размахом в Якутии, Монголии и Туве. Бюджет фильма составил 10 млн долларов. Прокат ленты впервые вышел за границы региона, однако сборы были незначительными. Зато местные кинематографисты получили драгоценный опыт, а у "Сахафильма" появилась хорошая профессиональная техника.
В 2010-х годах якутские фильмы в редких случаях добирались до общероссийского проката, тем не менее отдельные из них стали замечать за рубежом. Так, в 2016 году лента Татьяны Эверстовой "Его дочь" (12+) завоевала Гран-при фестиваля "Окно в Европу" (12+), детективный триллер Костаса Марсаана "Мой убийца" (16+) был близок к попаданию в шорт-лист "Золотого глобуса" (12+).
"Однако о феномене "Сахавуда" в середине десятилетия говорили лишь искушенные кинокритики и отборщики российских кинофестивалей. В глазах более широкой публики якутский кинематограф оставался экзотическим локальным явлением", — сообщил Даниил Смолев.
Прорыв произошел в 2018 году, когда фильм-притча Эдуарда Новикова "Царь-птица" (12+) удостоился Гран-при "Золотой Святой Георгий" на Московском международном кинофестивале (12+). Там же. Но в 2019 году дебютная драма Любови Борисовой "Надо мною солнце не садится" (12+) завоевала Приз зрительских симпатий. В 2020 году последовало еще два успеха: драма "Пугало" (16+) режиссера-самоучки Дмитрия Давыдова отличилась на "Кинотавре" (12+), триллер Степана Бурнашева "Черный снег" (12+) был награжден Гран-при в Выборге на очередном "Окне в Европу".
Якутия — земля древних традиций и нового кино. Фото: ИА YkutiaMedia
На сегодняшний день якутское кино занимает третье место в России (после Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству выпускаемых фильмов.
Рассуждая о феномене нового якутского кино, Даниил Смолев, прежде всего, отмечает следующее: "В 1990-2000-х годах воспитанный на популярных голливудских фильмах массовый зритель хотел видеть на экране линейные нарративы, но обращенные к тем реалиям, которые хорошо ему знакомы. Именно это сделали начинающие режиссеры Якутии, спроецировав жанровые заготовки западной индустрии развлечений на проблемы дня сегодняшнего, родной язык и обычаи".
При этом якутские комедии по-прежнему остаются прерогативой республиканского экрана, не выходя на федеральный уровень.
"Совсем иная ситуация сложилась с фильмами ужасов, составившими золотой фонд Сахавуда. Наиболее интересным здесь видится геном республиканского хоррора, фактически выросшего из этнографии — тех мифов, шаманских обрядов и представлений о потустороннем мире, которые народ саха знал на протяжении столетий", — подчеркнул Даниил Смолев.
Наконец, драма, которые уступают по популярности в национальном прокате и комедиям, и хоррорам. Однако именно она стала жанром, наиболее востребованным фестивальными отборщиками, нередко отдающими предпочтение в меру экзотическим, авторским и выбивающимся из общепринятых стандартов лентам.
После того, как в 2011 году на экраны вышел фильм Сюзанны Ооржак "Покидая благоухающую гавань" (12+), снятый на цифровой фотоаппарат, кинопроизводство в республике стало значительно более демократичным, доступным для местных жителей. И априорно существующий на премьерах федерального уровня барьер между зрителем и авторами был нивелирован.
"Якутское кино делается не ради фестивалей, не ради “освоения бюджета”. Главное его отличие от российского — в живой связи со зрителем, который ждет новинок, смотрит, спорит, предлагает животрепещущие темы. Зрителем, которому кино доставят не только в город, но и в небольшую деревню", — приводит Данил Смолев мнение кинокритика Ларисы Малюковой.
Олег Лошаков и Федор Морозов — на международной научной конференции "Дальневосточные пропилеи"
От агентства отметим, что международная научная конференция "Дальневосточные пропилеи" имеет давнюю историю. Это уже 13-я конференция, которую проводит организатор искусствоведческого образования на Дальнем Востоке, лауреат медали А.С. Пушкина, президент Приморского краевого центра русской культуры, председатель Совета Ассамблеи народов Приморья, доктор искусствоведения, профессор Галина Алексеева.
Название конференции символично. Греческое слово "пропилеи" означает парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами. А Приморский регион — это ворота между Западом и Востоком.
По мнению организаторов конференции, "дальневосточнику важно понимать, звучит ли искусстве России "дальневосточный текст", какие культурные коды несет искусство региона, как работают дальневосточные музеи, какие результаты 25-пятилетнего образования в сфере искусства в регионе достигнуты, как чувствуют себя этнические и арктические культуры, что мы знаем о жизни выдающихся художников и музыкантов Дальнего Востока, хорошо или плохо снимают кино про Дальний Восток, как работает медиа-система региона на популяризацию тех поворотов в мышлении общества, которые транслирует искусство".