Власти Якутии рассчитывают в первом-втором кварталах 2023 года получить заключение Главгосэкспертизы России на проект строительства моста через реку Лену в Якутске. Он включен в пятилетний план дорожной деятельности РФ с федеральным финансированием в 16,9 млрд рублей, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на ТАСС
"Проект находится в активной работе. Мы совместно с концессионером и Главгосэкспертизой России работаем над оптимизацией стоимости второго этапа строительства. Рассчитываем, что проектно-сметная документация будет обновлена и направлена в Главгосэкспертизу России до конца этого года. Учитывая нормативные сроки проверки проектной документации, мы планируем получить положительное заключение экспертов в первом-втором кварталах 2023 года", — сказал Айсен Николаев.
Мост через Лену "должен стать одним из ключевых проектов нового транспортного каркаса страны, ориентированного на восток". Строительство моста через Лену включено в пятилетний план дорожной деятельности РФ с федеральным финансированием в 16,9 млрд рублей. Также одобрено предоставление инфраструктурного бюджетного кредита на реализацию проекта в 2024 году.
Мост через Лену должен пройти от села Старая Табага (входит в городской округ Якутск) до села Хаптагай Мегино-Кангаласского района. Он позволит создать в Якутске транспортно-логистический узел, в котором сойдутся несколько федеральных маршрутов: железнодорожный, речной и авиационный, а также автодороги федерального значения "Вилюй", "Лена" и "Колыма".
Открытие моста, как предполагается, приведет к росту грузоперевозок в регионе в три раза, до шести млн тонн в год. По предварительным оценкам, общая протяженность трехпилонного двухполосного вантового моста превысит три км, а протяженность подходов составит около 11 км.
Добавим, ранее договор на проведение государственной экспертизы проекта строительства моста через Лену в Якутии был расторгнут, рассказал РБК источник, знакомый с проектом. Это подтвердили в пресс-службах Главгосэкспертизы и правительстве Якутии. Подорожавший проект моста через Лену в Якутии переделает Восьмая концессионная компания.
В 2020 году стоимость проекта оценивалась в 83,4 млрд рублей, но весной 2021 года вице-премьер Марат Хуснуллин поручил ее снизить. Прошлым летом глава Якутии Айсен Николаев на встрече с министром транспорта Виталием Савельевым говорил, что для строительства необходимо 68,5 млрд рублей. Добавим, вопрос строительства моста через Лену в Якутии поднимается с 1985 года и до сих пор он не решен.
Восьмая концессионная компания, которая принадлежит подрядной группе ВИС, Сбербанку и "Ростеху", подала проект на экспертизу летом 2022 года, по нему предполагалось, что строительство моста обойдется в 176 млрд рублей. Это вдвое больше, чем было заявлено в 2020 году. Но после замечаний Главгосэкспертизы планируется снизить стоимость строительства, следует из ответов правительства республики.
"Договор на экспертизу проектной документации был расторгнут по инициативе заявителя 3 октября, пояснили в пресс-службе Главгосэкспертизы. Заявителем выступает как раз Восьмая концессионная компания. После оптимизации стоимости концессионер планирует снова подать проект на экспертизу до конца 2022 года, утверждает министр транспорта и дорожного строительства Якутии Владимир Сивцев.
Отметим, Ленский мост является одной из крупных инвестиционных инициатив в сфере транспортной инфраструктуры России. Это один из важных транспортных проектов, включённый в Национальную программу развития Дальнего Востока. Соглашение о реализации концессии подписано Правительством Республики Саха (Якутия) с консорциумом государственной корпорации "Ростех" и Группы "ВИС" в феврале 2020 года.