До XIX века у якутов сохранялось многоженство, причем жены часто жили раздельно и вели каждая свое хозяйство. Но иметь несколько жен могли лишь богатые, бедные обходились одной супругой. В 19 веке жена в семье, по мнению якутов, считалась, прежде всего, домашней работницей, об этом написано в книге польского исследователя Вацлава Серошевского "Якуты", сообщает ИА YakutiaMedia.
Многоженство существовало издревле
Согласно книге Вацлава Серошевского, многоженство у якутов существовало издревле, и причин тому несколько.
Во-первых, "якуты сговаривают детей с малых лет, кои, по прошествии в возраст, перестают любить друг друга, а от сего выходит вторая жена".
Во-вторых, "живя несколько лет с женою и не имея от нее детей, берет другую и третью, единственно для того, чтобы иметь детей".
В-третьих, "богатые якуты имели многих жен для призрения, по обыкновению, стоявших в разных местах домов и скотоводств, ибо жены усерднее управляют имением, нежели сторонние наемные лица, через то улучшается хозяйство и сберегается имение".
В-четвертых, "оставляя одних жен, даже и венчанных, по открывшимся порочным поступкам, либо по беснованию, никогда не прекращающемуся, либо потому, что жена по какой-либо болезни лишилась глаз, языка, рук и ног, делается совершенно неспособной заниматься домом и скотоводством, ибо у якутов весь дом и все скотоводство состоит на попечении жены, берут других, оставляя прежних при своих домах".
В-пятых, "другие много различимые случаи доводят якутов до многоженства, коего главною причиною есть желание доброго призрения домозаводства и умножения скота".
В-шестых, "имеющие до крещения нескольких жен, по крещении обвенчавшись с одной из них, прочих неотлучно содержали при своих домах, с детьми, рожденными от них, а некоторые и бездетных, по неимению им способов пропитывания".
Такие же оправдания Серошевский слышал и от крещеных чукчей.
Как пишет польский исследователь, многоженство фактически было доступно очень немногим и никогда не могло стать преобладающей у якутов формой брака. Мешало этому и количество женщин, которое почти равно мужчинам или даже меньше и высота прежнего калыма.
Так, по официальным данным 1889 года в Якутской области на 110 982 якутов-мужчин было 110 221 женщин. В Олекминском улусе и улусах Верхоянского, Вилюйского и Колымского округов женщин еще меньше. У тунгусов и юкагиров на 6354 мужчины приходится только 5 407 женщин.
Невеста в Якутии 19 век. Фото: https://www.yakutskhistory.net/
Калым за невесту
Состоял обычно из скота, часть его предназначалась для свадебного пира. Невесту меньше чем за 10 голов скота не возможно было получить. В некоторых районах за нее отдавали 10 голов скота каждого сорта: 10 кобыл, 10 коров, 10 коней и 10 волов, наименьшая цена — 500 рублей. Вацлав Серошевский писал, что таким образом покупка 2-3 жен становилась привилегией особенно богатых.
В те времена, жена, по мнению якутов — домашняя работница, оберегающая и умножающая добро. Она не имела особых прав — разве что могла наказать ребенка. Гражданских прав у нее совсем не было. "В старину муж имел право убить жену по своему усмотрению.. Существует придание, что женщин, из-за которых возникали распри, нередко сородичи убивали и выдавали их трупы противникам", — писал Серошевский.
Если муж попадался суровый, положение женщины становилось невыносимо. "Ни закон, ни обычное право не ставит у якутов им никаких преград. Если их сдерживает что-либо, так это трудность и дороговизна покупки второй жены", — отмечал автор книги "Якуты".
Доцент СВФУ имени М.К. Аммосова, кандидат исторических наук Еремей Габышев: "Официальной являлась только одна супруга, остальные же, наложницы-одьулуны-любовницы, были незаконными, поскольку законодательство Российской Империи многоженства не допускало. Если умирала основная супруга, одьулун могла занять ее место".
Вацлав Серошевский в своей книге пишет, что "якуты не видят в незаконной любви безнравственного, если только никто не потерпел материального от нее ущерба, и что нарушение супружеской верности, конечно, порицается всеми на словах, но, в сущности, кроме мужа, все смотрят на это снисходительно".
Невеста в Якутии 19 век. Фото: https://www.yakutskhistory.net/
Если женщина не выходила замуж
Положение ее со смертью родителей становилось тяжелее."Она обречена на вечное подчинение всей своей родни: братьев, дядей, племянников, а главное их жен и детей", — писал польский исследователь.
Поэтому в старину женщины стремились выйти замуж. Осиротевшая дочь или молодая бездетная вдова вынуждены скитаться от одного опекуна к другому или жить у кого-нибудь из них в качестве вечной, бессловесной работницы.