В ходе интервью стюардесса из Якутии Юлия Осипова призналась, что большая часть ее жизни проходит в небе и ей это очень нравится. О всех трудностях и деталях самой романтичной профессии рассказала старший бортпроводник авиакомпании "Якутия" корр. ИА YakutiaMedia. Добавим, что Юлия вместе с двумя коллегами — Еленой Даниловой, Вандой Патраман, вошли в полуфинал конкурса "ТОП самых красивых стюардесс России".
Юлия, расскажите немного о себе.
— Родилась и выросла в селе Бердигестях Горного района Якутии. В семье нас пятеро детей и я четвертый ребенок. С детства мечтала путешествовать, узнавать для себя другие места, регионы, страны. Может поэтому я еще в школе проявила интерес к языкам и после школы поступила в Якутский государственный университет на факультет иностранных языков. После окончания довольно успешно работала на разных предприятиях, в том числе была и специалистом в банке. Но тяга к путешествиям взяла свое и я решила поехать на языковые курсы в Китай. После окончания вернулась на родину.
Ты мечтала с детства о работе стюардессы?
— Нет, даже не представляла! Я родилась в семье служащих, и никто из моих знакомых не работал в авиации. После возвращения из Китая я искала работу и случайно увидела объявление, что авиакомпания "Якутия" объявила кастинг на должность бортпроводников, где приоритетом является знание языков. Только тут меня осенило, что я как никто другой, подхожу к этой профессии! Помню, на отбор пришли более 50 человек, из них после первого кастинга нас осталось 10, после второго этапа нас отобрали четверых и отправили на медкомиссию. Не без страха, но успешно пройдя ВЛЭК, мы четверо поехали на обучение бортпроводников в Московский государственный технический университет гражданской авиации. Изучали федеральные правила пассажирских перевозок, требования к безопасности полетов, устройство самолетов, оказание первой помощи на борту и т. д. Все знания закрепляли на практике уже на борту самолетов, проигрывая аварийные ситуации, затем сдавали строгие экзамены. Тогда все было очень сложно и в новинку, а теперь мы такую учебу повторяем каждый год, ведь мир авиации не стоит на месте, постоянно появляются новые требования к безопасности и правила обслуживания на борту.
Во время полета. Михаил Ефремов
Как началась работа в авиакомпании?
— После пройденных курсов не ставят сразу на полеты. Бортпроводники–инструкторы вводят на каждый тип самолета по отдельной программе. В авиакомпании "Якутия" все бортпроводники, независимо от того, где они обучались, вводятся в строй для полетов на Ан-24. Это наша школа, мы все начинаем стажерами на внутренних авиарейсах. Например, если вы увидели, что в полете на Ан-24 работают два бортпроводника, то значит один из них – стажер. Если трое, то еще и бортпроводник-инструктор, который принимает работу новенького бортпроводника. Отлетав стажером, сдав допуск, я приступила к полетам на Ан-24. Тогда я увидела все красоты нашей республики, узнала все прелести и трудности профессии. Внутренние полеты вырабатывают отличную закалку, человек получает огромный опыт в профессии. Я именно тогда окончательно влюбилась в свою работу и не расстаюсь с ней уже семь лет.
Мое первое образование помогло быстро перейти на внутрироссийские и международные рейсы. Пройдя еще одно обучение, снова пройдя этап стажера и экзамены, я начала работать на Боинге — тогда начались мои путешествия по России и миру – Индонезия, Япония, Мюнхен… На сегодняшний день я уже налетала более 4 тысяч часов.
Какими качествами должен обладать бортпроводник?
— Должно быть уравновешенное эмоциональное состояние, то есть стрессоустойчивость, так как за рейс через тебя бывает "проходит" множество пассажиров, и у каждого свое настроение, бывает своя жизненная ситуация. Надо быть всегда собранным и четко контролировать ситуацию на борту. А также надо быть коммуникабельным и отзывчивым.
У нас царит дружеская атмосфера. Михаил Ефремов
Среди бортпроводников есть конкуренция?
— Точно могу сказать, что в нашей компании такого нет. У нас царит дружеская атмосфера. Мы наоборот поддерживаем друг друга, между нами всегда есть взаимовыручка.
Кто и как выбирает, куда стюардесса летит?
— За этим стоит целая команда людей (планировщики), которые составляют график работы для пилотов и бортпроводников. Самое главное, от чего они отталкиваются при составлении графика, так это послеполетный отдых, который должен быть обязательно учтен. Также у каждого бортпроводника есть свой "куратор" — бортпроводник-инструктор по типу самолета, он ведет учет налета, следит за отдыхом экипажа, составляет график прохождения медосмотров, стажировок или тренингов, которые мы проходим ежегодно, иногда и по два-три раза в году.
Встреча пассажиров на борту . Михаил Ефремов
Ты старший бортпроводник, что входит в твою работу?
— Если говорить просто, то в мои обязанности входит расставить бортпроводников по рабочим зонам в самолете. Перед каждым рейсом проходит брифинг, где собираются командир экипажа, инструктор и старший бортпроводник, мы получаем предполетное задание, узнаем, сколько пассажиров на борту будет, сколько из них дети, есть ли люди с ограниченными возможностями, другие детали полета. После проходим предполетный медосмотр. Уже на борту проверяем аварийное оборудование, исправность самолета внутри салона. И эту информацию передаем командиру. Затем принимаем питание, готовимся к полету, заполняем необходимые документы и встречаем пассажиров. Во время полета у каждого бортпроводника на борту свои, строго регламентированные обязанности.
Через сколько лет стюардесса может уйти на пенсию?
— Я пока этим не интересуюсь, но знаю, что должен быть общий стаж работы не менее 15 лет и стаж работы бортпроводником 7,5 лет — для женщин, 10 лет — для мужчин. Можно оформить пенсию и продолжать работать.
Есть ли время на личную жизнь?
— Почти нет, но у меня пока нет цели выйти замуж, я всегда мечтала посмотреть мир, реализовать себя в профессии, а потом уже "приземлиться" и начать семейную жизнь. В свободное время люблю плавать, нравятся пешие прогулки по городу, обожаю готовить выпечку – кексы, печения и тортики. Стараюсь всегда вырваться к родителям в Горный район, они меня всегда ждут и, когда я улетаю, мама всегда меня благословляет в дальний путь.
Перед вылетом аэропорт "Якутск". Михаил Ефремов
Расскажи об участии в национальном конкурсе "ТОП самых красивых стюардесс России"?
— Впервые авиакомпания "Якутия" приняла участие в этом конкурсе. Отправили четверых и . выбор пал именно на нас, потому что совпало желание и возможность – мы не стояли в плане на полеты. Наша Ванда Патраман сразу и безоговорочно, в числе немногих других, прошла во второй тур, а мы с Леной не добрали сотые баллов и попали во второй тур через интернет-голосование. Более двухсот человек принимали участие и всего чуть более 50 – прошли во второй тур. Так что мы очень рады результатам. Если отбор на первом туре был общий, в форме собеседования, где с тобой разговаривают и проверяют знания члены отборочной комиссии, то во втором этапе нам предстоит пройти серьезные испытания, включая тестирования по английскому языку, психологии, знанию аварийно-спасательного оборудования. Также организаторы будут создавать нестандартные ситуации на борту самолета и по работе будут оценивать профессионализм бортпроводника. Если этот сложнейший этап кто-то из нас пройдет, то окажемся в финале, который состоится в октябре.
И напоследок, что можешь посоветовать девушкам и юношам, которые решили связать свою жизнь с небом?
— Если человек поставил цель, он обязательно ее добьется. Мой совет — учите иностранные языки, следите за здоровьем, будьте дружелюбными и открытыми, готовыми прийти на помощь и тогда дорога в пятый океан вам будет открыта!