Эти места не указаны на карте республики, о них никогда не говорится в сводке новостей и в обиходной речи. Это поселения-призраки. Места, в которых когда-то жизнь била ключом, где, некогда, функционировали образовательные и медицинские учреждения, расцветала торговля, объекты промышленности и инфраструктуры. Это места, где в один момент все остановилось с уходом людей. Заброшенные человеком здания, опустевшие улицы и проросшие травой дороги долгими десятилетиями стоят нетронутыми и с каждым годом лишь издали напоминают о былом. О настоящих причинах исчезновения ряда населенных пунктов Якутии в материале ИА YakutiaMedia.
Лобуя, Фото с места события из других источников. Автор фото: Яндекс фото
Застой в промышленности
В силу того, что Якутия является регионом с высоким уровнем природно-ресурсного потенциала, вместе с освоением месторождений создавались целые рабочие поселки. Прекращение промышленной деятельности явилось главной причиной к появлению поселений-призраков в республике. Они делятся на временные поселки строителей и геологоразведчиков, а также рабочие посёлки, которые были заброшены после прекращения добычи природных ископаемых.
Бриндакит, Фото с места события из других источников. Автор фото: dead-cities
В первую группу с говорящим названием входили такие населенные пункты как Амакинский в Анабарском улусе, Бурустах в Оймяконском улусе, поселок Отрадный Ленского района и поселок Похвальный Аллаиховского улуса. Там функционировали геологоразведочные и геофизические партии, а также имелись учреждения здравоохранения и торговли.
Большую часть исчезнувших поселений республики составляют заброшенные после прекращения добычи природных ископаемых поселки.
Так, например, бывший посёлок в Усть-Майском улусе Бриндакит. Являвшийся центром одноимённой поселковой администрации. Он расположен на левом берегу реки Бриндакит бассейна реки Алдан.
Бриндакит, Фото с места события из других источников. Автор фото: портал dead-cities.ru
Поселок возник в связи с открытием и разработкой месторождений золота на месте Джугджурской ИТЛ или Джуглага. Отнесён к категории рабочих посёлков в 1947 году. Местные жители занимались подземными и открытыми горными работами по добыче золота, дровозаготовки, а также вели геологоразведочные и поисковые работы, строительство Югоренской ЦЭС, амбулатории и жилья на участке "Бриндакит". Поселок упразднили в 1997 году. По данным Всероссийской переписи населения в 2002 году в поселке проживало 15 жителей, а в 2010 никто не был учтен.
Поселок Власово — бывший рабочий посёлок в Усть-Янском улусе. По переписи 1989 года население составляло 2,1 тысяч человек. Возник в связи с открытием и разработкой месторождений золота. Выполнял преимущественно функции горнодобывающего центра, что базировалось на построенной в посёлке шахте. Социальная инфраструктура была представлена следующими объектами: имелись Дом культуры, средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения, торговли и бытового обслуживания. В 1990-х годах был закрыт в ходе реструктуризации горнодобывающей промышленности Якутии.
Поселок Власово относился к Куларскому прииску, где были расположены другие старательские поселки. Самым крупным из них являлся поселок Кулар. Он возник в начале 1960-х годов. По состоянию на 1989 года население составляло 4,9 тысяч человек. Население было занято в основных и вспомогательных производствах по добыче золота. В посёлке были построены шахта, ремонтно-механические мастерские, автопредприятие. В поселке имелся клуб, средняя общеобразовательная и музыкальная школы, учреждения здравоохранения, торговли и бытового обслуживания.
Поселок был расселен в 1994 году в связи с ликвидацией АО "Куларзолото". Большая часть деревянного жилого фонда, а также часть административных и хозяйственно-бытовых зданий (в том числе здание школы), были сожжены отъезжающим населением. В связи с достаточным содержанием россыпных золотых песков под поселком после отъезда населения эвенской старательской артелью "Омолой" было начато освоение золотых россыпей, предваренное сносом остававшихся многоэтажных домов (ныне на их месте располагаются эфельные отвалы и послепромывочные котлованы, заполненные водой). Летом, во время старательского сезона, в поселке временно проживают рабочие коренной старательской артели. Зимой поселок необитаем. Территория поселка захламлена неубранным бытовым и строительным мусором, остатками строений, брошенной техникой, металлоломом и бочкотарой.
Кулар, Фото с места события из других источников. Автор фото: сайт поселка Кулар
Еще одним примером служит судьба центра Усть-Вилюйского наслега Кобяйского улуса поселка Промышленный. По данным местной администрации, в 2001 году здесь проживало 320 человек.
Поселок был основан в 1961 году, с этого года в наслеге предприятие ""Якутгазпром" добывало газ. В систему инфраструктуры входили: Дом культуры, неполная средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения и торговли. В середине 1990-х годов запасы газового месторождения оказались исчерпанными, а промысловое предприятие было закрыто.
В 2004 году поселок Промышленный был внесен в перечень закрываемых населенных пунктов. Население воспользовавшись государственными программами получило жилье и было переселено. Закон об упразднении наслега был принят в 2007 году.
Отголоски ГУЛАГа
Оставленные людьми поселки, находившиеся на территории бывших лагерных пунктов ГУЛАГа, также подпадают под категорию заброшенных поселков Якутии.
Лобуя, Фото с места события из других источников. Автор фото: Яндекс фото
Одним из таких является поселок-призрак Лобуя в Среднеколымском улусе. Раньше здесь находился лагерный пункт Колымского ГУЛАГа. В 1950-х годах, когда лагпункт был расформирован, поселок остался. В поселке функционировало СПТУ и находилась воинская часть ПВО. В 1970-х училище закрыли и после этого поселок постепенно пришел в упадок. В 90-х была расформирована воинская часть. Потомки зеков Лобуи и солдатские дети переехали в город Среднеколымск.
Лобуя, Фото с места события из других источников. Автор фото: Яндекс фото
В поселке Ожогино с 1951 по 1953 годы находился лагерь Нижне-индигирского районного геологоразведочного управления Дальстроя. Заключенные занимались строительством автодороги Ожогино—Джамкы, а также работали на приисках "Депутатский", "Омчикандя". В 1950-х численность населения составляла 1480 человек. После закрытия лагеря в Ожогино располагалась база геологоразведки.
Ожогино, Фото с места события из других источников. Автор фото: dead-cities
Куда пешком не добраться
Из-за больших расстояний и огромной территории, которыми обладает Якутия, многие населенные пункты республики до сих пор испытывают трудности с поставкой груза и транспортировкой. Данные особенности региона также повлияли на возникновение пустующих поселений, чье население было вынуждено покинуть поселки из-за трудностей снабжения и дороговизны инфраструктуры.
Бывший сельский населённый пункт Малый Нимныр располагался на территории подчинённой администрации поселка Большой Нимныр Алданского улуса. Был основан в 1929 году. В селе имелись автодорожный участок, клуб, учреждения здравоохранения и торговли. По данным 1989 года в поселке насчитывалось 200 человек, в основном это были работники автобазы. Населенный пункт исключили из учетных данных административно-территориального деления в 1998 году.
Малый нимныр, Фото с места события из других источников. Автор фото: dead-cities
Еще один сельский населенный пункт Алданского района, который люди оставили из-за труднодоступности это поселок Каталах. В селе функционировал горный участок рудника по добыче слюды, флогопита, имелись также клуб, учреждения здравоохранения и торговли. Каталах находился на юру и являлся одним из самых высокогорных населенных пунктов Южной Якутии. Отметим, что по данным переписи 1989 года в поселке насчитывалось 4 тысячи человек. В 1998 году населенный пункт исключили из учетных данных административно-территориального деления.
Не обошлось без трагедий
В списке поселений-призраков Якути, существуют также местности, в которых жизнь закончилась при трагичных обстоятельствах. Про заброшенный город Зашиверск Момского улуса республики ходят различные легенды. Город частично опустел, когда в 1803 году Зашиверский уезд был упразднён и Зашиверск покинули казаки. Тогда из жителей остались священник и несколько семей мещан и "инородцев". Город окончательно погиб от двух эпидемий черной оспы. Первая эпидемия случилась в начале 18 века, вторая — в его конце. Несколько оставшихся в живых жителей покинули город.
Зашиверск, Фото с места события из других источников. Автор фото: dead-cities
Сейчас от Зашиверска почти ничего не осталось, только остатки срубов домов напоминают об этом городе. Было установлено несколько памятных крестов в честь 370-летия города.
Жители бывшего поселка Чекуровка в Булунском улусе Якутии выступают за возвращение в места традиционного проживания и возрождение акртического поселка, который был насильственно ликвидирован в 1970 году. Тогда в 30 км от населенного пункта устроили подземный взрыв для разведочных работ в поисках газа и нефти.
Населенный пункт располагался за Северным полярным кругом, на левом берегу реки Лены.
Чекуровка, Фото с места события из других источников. Автор фото: dead-cities
Село Чекуровка было центром Кюп-Эженского наслега и колхоза-миллионера "Победа". Колхоз добывал до ста тонн рыбы. Он располагал пятью оленьими стадами, тремя рыболовецкими и десятью охотничьими участками. Семьи колхозников получали необходимое медицинское и культурное обслуживание. Около ста семей жили в компактном поселке, где действовали начальная школа, клуб, магазин, пекарня, медпункт.
Стоит отметить, что среди заброшенных поселений Якутии есть и те, куда вскоре вновь придет жизнь. В Нерюнгринском районе возрождают проект строительства металлургического предприятия на базе месторождения железной руды. В данное время рассматривается реализация проекта в Таежном месторождении. Срок запуска первого этапа запланировано на 2017 год. Таежное месторождение было разведано еще в советские времена, однако его разработка так и не была продолжена. Население вахтового поселка Таежный по данным переписи 1989 года составляло 0,4 тысяч человек. В селе функционировала геологоразведочная партия, имелись клуб, учреждения здравоохранения и торговли.