Президент России Владимир Путин 25 июня завершил государственный визит в Китай, в ходе которого руководители двух стран – стратегических партнеров обсудили целый комплекс двусторонних и международных вопросов. В рамках государственного визита сопровождающие главу государства представители министерств, ведомств, государственных корпораций и деловых кругов России заключили с профильными департаментами китайского правительства и ведущими предпринимателями КНР более трех десятков стратегических договоров о политическом и деловом сотрудничестве.
"Большая работа, которая была проведена в ходе визита, органично вписывается в реализацию руководством наших стран большого Евразийского проекта, провозглашенного на Петербургском международном экономическом форуме, — отмечает член комитета Совета Федерации ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам Ростислав Гольдштейн. — И правительство, и органы законодательной власти России, в частности Совет Федерации, к настоящему времени сделали ряд шагов для укрепления взаимодействия с Китаем в этом направлении". Сенатор напомнил, что в начале июня Совет Федерации ФС РФ принимал очередную делегацию Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики во главе с заместителем председателя Комиссии по экономике и бюджету ВСНП Сюн Цюньли. Российские сенаторы заинтересовались опытом коллег по разработке и внедрению в практику законодательных инициатив для концентрации ресурсов на решении трех глобальных задач (переход к инновационной экономике, резервирование избыточных мощностей и деурбанизация, создание рабочих мест в аграрном секторе). В свою очередь, КНР, по словам Сюн Цюньли, был бы полезен опыт России в сфере информационных технологий, а также в области выработки бюджетной политики. "Эти темы сейчас стали одними из ключевых вопросов государственного визита Владимира Путина в Китай", — заметил Ростислав Гольдштейн.
Интересно, что встреча лидеров России и Китая произошла еще до прибытия в Поднебесную российской делегации. "Владимир Владимирович Путин поехал в Китай не "к" Си Цзиньпину, а "вместе с" Си Цзиньпином. Оба они возвращались с саммита Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте, что еще раз подчеркивает совместный характер работы руководителей наших стран над большим Евразийским проектом", — подчеркнул Ростислав Гольдштейн.
Сенатор напомнил, что основными итогами саммита ШОС стали присоединение к организации Индии и Пакистана, а также соглашение о создании таможенного коридора Россия – Монголия – Китай.
"Оба эти момента – несомненный успех продвигаемой Россией и поддерживаемой Китаем парадигмы международного сотрудничества, которая во главу угла ставит взаимные социально-экономические интересы стран, достижение целей развития национальных экономик, а не достижение и удержание сиюминутного политического лидерства. Индия и Пакистан, также как Китай и Монголия, известны как государства, имеющие взаимные претензии и противоречия. Но России и нашим товарищам по ШОС удалось найти точки соприкосновения, соединив их таким образом в общей организации", — говорит российский сенатор.
Итог деловой программы государственного визита российского президента в Китай также весьма плодотворен. Стороны подписали более 30 деловых соглашений и совместных документов организационного характера.
"Многие из них напрямую касаются развития российского Дальнего Востока – этого драйвера большого Евразийского проекта внутри России. Хорошо поработали в Китае, например, представители Якутии, заключив три важных для региона инвестиционных соглашения: промышленное освоение месторождения "Таежное", обновление парка воздушных судов авиакомпании "Якутия", строительство мостового перехода через реку Лена и создание в районе города Якутска крупного мультимодального транспортного узла. Также трудно переоценить значимость контракта Дальневосточного завода "Звезда" с китайскими партнерами о строительстве и поставке транспортно-передаточного дока для судостроительного комплекса в Приморском крае. Так большой Евразийский проект косточка за косточкой обретает крепчайший скелет", — говорит Ростислав Гольдштейн.
Кроме того, важной темой российско-китайского сотрудничества, поднимавшейся во время визита, стало взаимодействие средств массовой информации двух стран.
"У российских предпринимателей, да и просто у граждан, по отношению к КНР все еще присутствует определенное предубеждение. Имеет место и обратный процесс, тормозящий развитие двусторонних отношений и используемый в своих пропагандистских целях "врагами Евразии". Можно сказать, что по итогам государственного визита будут осуществлены ряд шагов для снятия информационно-психологических барьеров", — отметил Гольдштейн, упомянув в качестве примеров соглашение между информагентствами ТАСС и Синьхуа, а также российско-китайский медиатур, старт которого был дан в Пекине лидерами двух государств.
Уровень стратегического партнерства, к которому Россия и Китай стремятся, предполагает общие правила игры для торгово-экономического сотрудничества и унификацию норм и правил, регулирующих финансовую сферу в двух государствах. Потому ЦБ РФ и Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая подписали меморандум о сотрудничестве в рамках визита и намерены решать эти задачи.
"И, конечно, "огромных размеров вишенкой на торт" успешного госвизита стало торжественное приглашение Президента Российской Федерации на саммит G20 в Пекине, прозвучавшее в итоге из уст председателя Си Цзиньпина. Китайский лидер убедительно и демонстративно дезавуировал все попытки политиков и медийщиков Запада рассуждать о "международной изоляции" России. Лучшее подтверждение правильности стратегического — восточного — вектора нашей международной политики трудно найти", — отметил член Совета Федерации ФС РФ Ростислав Гольдштейн.