Отсутствие четкого порядка действий и неопределенность во взаимоотношениях между недропользователями и коренными малочисленными народами Севера приводят к возникновению конфликта интересов с обеих сторон. Необходимость внесения ряда изменений в федеральный закон "О недрах" озвучил сегодня на парламентских слушаниях по вопросам взаимодействия промышленных компаний и представителей КМНС республики в местах их компактного проживания первый заместитель председателя правительства Якутии Павел Маринычев, сообщает ИА YakutiaMedia.
Сегодня на территории республики по состоянию на 1 апреля 2015 года в распределенном фонде находятся 404 участка недр, из которых на 144 участках проживают коренные малые народности.
На данных месторождениях осуществляют свою деятельность компании АК "Алроса", ОАО "Алмазы Анабара", ОАО "Нижне-Ленское", ЗАО ГМК "Тимир", ООО "ВотоскИнжиниринг", ОАО "Сургутнефтегаз, ООО "Газпром", ООО "Транснефть Восток".
Как отметил Павел Маринычев, на вопрос защиты прав коренных малочисленных народов Севера в связи с интенсивным промышленным освоением полезных ископаемых в местах их компактного проживания и традиционного природопользования является сегодня наиболее актуальным и вызывает соответствующий резонанс в обществе.
"Во взаимоотношениях между промышленными компаниями-недропользователями и представителями коренных малочисленных народов Севера нет четких правил, которые бы конкретно указывали на действия обеих сторон. У компаний, которые приобрели по закону лицензии на разработку недр возникают обязательства в частности выплаты компенсаций за причиненный ущерб. Выполняя условия лицензионного соглашения недропользователи так или иначе нарушают традиционный уклад проживающих на местах коренных жителей и это отражается на качестве их жизни. Но это естественный процесс, без которого просто не получится освоения", - сказал он.
Чтобы избежать разногласий, он предложил внести ряд изменений в федеральный закон "О недрах". Изменения касаются части правового регулирования взаимоотношений коренных малочисленных народов с промышленными компаниями, работающими в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Кроме этого, Павел Маринычев предложил проводить в обязательном порядке этнологическую экспертизу на местах освоения. "Все крупные недропользователи ориентированы на федеральное законодательство, в связи с этим считаем целесообразным инициировать принятие на федеральном уровне закона об этнологической экспертизе, который бы предусмотрел прямую обязанность на ее проведение и установление ответственности за несоблюдение требований. При этом, мы сами должны проводить экспертизу, а не недропользователи. А вот потенциальные участники аукциона, подавая заявку, должны произвести определенные отчисления для того, чтобы компенсировать расходы на экспертизу", - прокомментировал он.
В федеральный закон также необходимо внести изменения в части целевого направления части платежей за пользование недр, поступающих в бюджет от добывающих компаний на реализацию программ социально-экономического развития мест проживания КМНС.
Вице-премьер озвучил необходимость осуществления порядка, условий и сроков заключения соглашений промышленных компаний с органами государственной власти, местного самоуправления, родовыми общинами об их участии в социально-экономическом развитии территории недропользования. Данные соглашения должны быть заключены на весь срок действия лицензий.
"Все это делается для того, чтобы в момент обсуждения недропользователь должен конкретно знать о своих обязанностях, а представители местного населения должны четко видеть возможные риски. Нам нужны понятные максимально читабельные и прозрачные правила взаимодействия между компаниями и местным населением", - подчеркнул Павел Маринычев.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Общественность КМНС призвала недропользователей Якутии к равноправному диалогу и уважению
"Евраз" будет сотрудничать с коренным населением промышленных районов Якутии