Первым претендентом на строительство моста через реку Лену стала группа ВИС Игоря Снегурова.
Из материалов закупки следует, что сбор заявок на реализацию проекта продлится до 17 января 2020 года, других претендентов пока нет, сообщает ИА YakutiaMedia сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на РБК.
Тендер был объявлен 2 декабря, тогда же "дочка" ВИС, Восьмая концессионная компания, направила заявку на заключение концессионного соглашения с правительством Якутии. Она оценила стоимость моста в 83,1 млрд руб. (с НДС): 54,2 млрд руб. планируется получить из республиканского бюджета, оставшиеся 28,9 млрд — заемные средства. Предполагается, что концессия будет заключена на 25 лет.
Представитель ВИС подтвердил подачу заявки, отказавшись от дальнейших комментариев до завершения конкурса.
"Нам интересны проекты, которые отвечают миссии группы, — это реализация стратегических инфраструктурных проектов для развития России", — говорил Снегуров в интервью РБК в марте 2018 года. Через полгода после этого на Восточном экономическом форуме ВИС правительство Якутии и китайская China Railway Construction Corporation (CRCC) подписали меморандум о строительстве дорожной инфраструктуры в республике, включая строительство моста через Лену.
Согласно заявке "дочки" ВИС, мост планируется открыть к 2025 году, среди заявленных целей его строительства — обеспечить круглогодичную транспортную доступность к федеральной дорожной сети для 70% населения региона. ВИС уже не первый раз берется за строительство мостов. В декабре 2017 года она начала строить мост через Обь в Новосибирске стоимость около 40 млрд руб., а в июне 2019 года заключила контракт на строительство моста через Калининградский залив стоимостью 35 млрд руб.
Предполагается, что легковые автомобили через Лену смогут ездить по мосту бесплатно, для всех остальных транспортных средств (преимущественно грузовиков) оплата составит от 1 тыс. до 4 тыс. руб. в зависимости от категории и года реализации проекта. Длина моста — 3 км, а подходов к мосту — 11 км.
Какие еще есть претенденты на этот проект
Работа над проектом строительства моста через Лену начиналась еще в 2013 году. Тогда правительство Якутии провело тендер, по итогам которого в марте 2014 года победителем стала компания "Транспортные концессии Саха", но контракт с ней так и не был заключен. Тогда строительство моста оценивалось в 64 млрд руб., из них концессионеры должны были взять на себя только 15% этой суммы (9,6 млрд руб.), а оставшиеся 54,4 млрд руб. планировалось привлечь из федерального бюджета. Однако проект был заморожен, официальная причина его приостановки не называлась, но вместо моста через Лену правительство решило выделить средства на строительство Крымского моста через Керченский пролив, необходимость которого возникла после присоединения Крыма в 2014 году (обошелся в 228 млрд руб.).
"Тогда мы потратили существенные ресурсы на подготовку, вели переговоры с потенциальным генподрядчиком и было готово финансирование", — сказал руководитель департамента финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитала" Олег Панкратов (ВТБ контролирует компанию "Транспортные концессии Саха"). У компании сохраняется интерес к этому проекту, добавил он, но не стал комментировать возможность подачи заявки на тендер или партнерства с группой ВИС.
Об интересе к проекту заявлял и гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
"Мы обязательно будем подавать заявку, планируем участие и ближневосточных, и азиатских фондов в этом проекте", — говорил тогда он.
Вице-премьер Максим Акимов в ноябре 2019 года говорил, что у моста через Лену может быть несколько инвесторов, не уточняя деталей. Проект строительства моста через Лену интересный, и участников тендера будет несколько, уверен гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров. "Концепция строительства и эксплуатации моста очень жизнеспособная. И параметры возврата средств инвесторов за счет сбора с грузовых автомобилей выглядят привлекательно", — пояснил эксперт.