А вы и не знали, что при ожирении человек теряет интеллект
18:00
В Якутске продавец продуктового магазина присвоил деньги из кассы
15:00
В Якутии до конца года возведут и отремонтируют 5 мостов
14:00
Строители приступили к активной фазе реконструкции площади Ленина в Якутске
13:00
Якутск и Горный улус заключили соглашение о сотрудничестве
11:00
Очередные жертвы мошенников лишились своих денег в Якутии
10:50
Якутские спортсмены примут участие во Всемирных играх кочевников в Астане
10:30
Медсестра обокрала пожилую пациентку в Томпонском районе Якутии
10:00
В Якутии определят оператора по работе с сувенирной продукцией VIII Игр "Дети Азии"
09:30
В Якутии работник пункта выдачи маркетплейса присвоил товар на 1 млн рублей
09:00
Якутия и Казахстан объединяют усилия в развитии креативных индустрий
08:30
В Якутии идет подготовка к проведению весенне-полевых работ
08:00
Гороскоп на 20 апреля: Рак перенимает полезный опыт, Стрелец преодолевает трудности
07:00
У пенсионеров незаконно удерживают половину пенсии в счет долгов по ЖКХ
07:00
Мошенники усовершенствовали схему оформления займов при помощи "Госуслуг" – Сбер
19 апреля, 20:15
Якутия и Казахстан объединяют усилия в развитии креативных индустрий 08:30
В Казахстане презентовали инвестиционный и туристический потенциал Якутии 18 апреля, 21:00
Глава Якутии встретился с Президентом Республики Казахстан  18 апреля, 19:10
Представители Якутии выпустились во втором потоке программы "Муравьев-Амурский 2030" 18 апреля, 15:00
В топ-20 популярных подержанных авто впервые вошли китайские модели - банк "Открытие" 18 апреля, 14:15
Глава Якутии обсудил проект "Синергия Арктики" с президентом "Ростелекома" 18 апреля, 11:00
Кредитный рейтинг банка "Открытие" на уровне ruAA подтвердил "Эксперт РА" 18 апреля, 10:20
Объем добычи угля в Якутии вырос на треть с начала 2024 года 18 апреля, 10:00
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 08:10
20 млн россиян воспользовались мобильными сервисами Сбера по противодействию мошенникам 17 апреля, 18:30
Айсен Николаев и Галина Данчикова обсудили реализацию поручений Президента России в Якутии 17 апреля, 15:40
На рынок вышли умные телевизоры с miniLED-дисплеями линейки Sber Line S 17 апреля, 15:20
Посетить магазины МТС в Якутии можно с домашними животными 16 апреля, 11:36
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 11:15
МТС оцифровала строящийся аэропорт в Мирном 15 апреля, 11:55

Николай Местников: Зачем наступать на те же грабли?

Генеральный директор аэропорта «Якутск» об идее объединения аэропорта и авиакомпании
26 апреля 2018, 08:25 Бизнес
Николай Местников Пресс-служба АО "Аэропорт Якутск"
Николай Местников
Фото: Пресс-служба АО "Аэропорт Якутск"

Идея об объединении АО "Аэропорт Якутск" с АК "Якутия" время от времени всегда возникает. Однако такое слияние не эффективно, поскольку крайне негативно скажется на состоянии рынка воздушных перевозок в республике. Между тем рыночная экономика, которая вошла во все сферы нашей жизни, в том числе в авиационную отрасль, диктует свои правила. Генеральный директор АО "Аэропорт Якутск" Николай Местников считает, что экономические интересы аэропорта и авиакомпании вступят в противоречие при их объединении, в результате пострадают от такого слияния не только предприятия и население, но и республика, сообщает ИА YakutiaMedia.

— Николай Афанасьевич, в трудные времена всегда стараются объединиться, чтобы выжить. Возможно ли слияние аэропорта "Якутск" с авиакомпанией "Якутия"?

— У нас в республике уже был печальный опыт слияния авиакомпании и аэропорта. Так, в 1993 году была создана Национальная авиакомпания (НАК) "Саха Авиа", в состав которой входили авиакомпания и аэропорты (филиалы: Якутский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Батагайский, Жиганский, Тиксинский и Чокурдахский).

Непродолжительная деятельность НАК "Саха Авиа" привела к колоссальным убыткам, причиной возникновения которых являлись невозможность совместного функционирования авиакомпании и аэропортов в рыночных условиях, что в первую очередь связано с конфликтом интересов аэропортовой и авиационной деятельности. Так, по итогам 1995 года НАК "Саха Авиа" закончила с убытками 200 млрд рублей.

Ухудшение финансовой ситуации на предприятии привело к очередной большой реорганизации в авиации республики. В июне 1997 года указом президента Якутии из состава НАК "Саха Авиа" вывели авиакомпании "Вилюй" и "Полярные авиалинии". В октябре того же года распоряжением правительства республики из состава НАК "Саха Авиа" был выделен аэропорт Якутск. В последствии из ее состава вышла так же авиакомпания "Якутия". А в декабре 2011 года "Саха Авиа" была ликвидирована.

Причиной банкротства и разделения НАК "Саха Авиа" на аэропорты и авиакомпании стала крайняя неэффективность совместной экономической деятельности аэропортов и авиакомпаний.

Более того, примеров объединения в одном юридическом лице авиакомпании и аэропорта нет ни в одной стране мира. Зарубежные аэропорты не имеют права заниматься перевозками и иметь парк собственных воздушных судов.

— Является ли авиакомпания "Якутия" вашим стратегическим партнером? Судя по отчетам прошлых лет, она выполняет почти половину авиаперевозок, проходящих через ваш аэропорт.

— Да, это действительно так. Авиакомпания "Якутия" является нашим стратегическим партнером. Мы же в свою очередь являемся базовым аэропортом для нее и для "Полярных авиалиний".

На долю "Якутии" приходится почти половина пассажиропотока.

Между тем, у нас по состоянию на 31 декабря 2017 года дебиторская задолженность составляет более 367 млн рублей, из них более 252 млн рублей, то есть 68,9 % от всей суммы – это долги авиакомпании "Якутия".

Все это негативно сказывается на финансовом состоянии нашего предприятия. А результаты деятельности аэропорта напрямую зависят в том числе и от работы авиакомпаний, точнее от показателей "самолетовылетов" и "суммарной взлетной массы".

— Если произойдет слияние аэропорта с авиакомпанией, как это может отразиться на экономике уже объединенного предприятия?

— Я уже выше говорил о неудачном опыте объединения. Зачем сейчас наступать на те же грабли?

Смотрите, у аэропорта и авиакомпании не только разные функции, но главным образом – разное формирование доходов и прибыли. Я бы сказал, что виды доходов предприятий находятся в прямом противоречии – доходы аэропорта являются затратами авиакомпании и наоборот. Например, наши доходы от авиационной деятельности складываются в основном из аэропортовых сборов: за взлет-посадку, за обслуживание пассажиров, обработку грузов, пользование местами стоянки и другое.

А авиакомпании получают доход от авиаперевозок пассажиров и грузов, в том числе коммерческих, а также почты, исходя из стоимости летного часа и налета часов по типам воздушных судов. При этом они оплачивают нам аэропортовые сборы.

Со своей стороны мы несем немалые затраты на то, чтобы аэропорт нормально функционировал: ежегодно модернизируем систему безопасности, содержим аэродром в постоянной готовности при помощи специальной автотехники, впереди ожидается ремонт взлетно-посадочной полосы, обслуживаем здания аэропортового комплекса, пассажиров и так далее. Всего не перечислишь.

А в объединенном авиапредприятии затраты авиакомпании будут искусственно сокращаться за счет уменьшения прибыли аэропорта. Авиакомпания, которая находится в составе аэропорта, заставляет аэропорт значительно снижать ставки сборов и цены на наземное обслуживание. Конечно, это хорошо для авиакомпании, но аэропорт теряет доходы.

В конечном итоге значительно снижается выручка объединенного авиапредприятия, то есть никто не выигрывает.

— Из чего складываются аэропортовые сборы и тарифы?

— Аэропортовые сборы и тарифы утверждаются Федеральной антимонопольной службой. Мы перед ней отчитываемся за квартал, полугодие и год. ФАС рассчитывает наши расходы, которые делятся на фактические объемы. Затем они предлагают нам тарифы. Конечно, туда входят все затраты на энерго— и теплоресурсы, ГСМ и так далее. При этом тарифы должны быть не выше уровня инфляции. То есть мы цифры берем не с потолка, а есть твердо установленные единицы измерения и размеры сборов и тарифов, которые регулируются государством.

— Они растут ежегодно?

— Приведу пример, с 2013 года сборы за взлет-посадку в размере 1 267 рублей/тонн за взлетную массу остались неизменными. Сбор за обеспечение авиационной безопасности с 2017 года увеличился на 7,8% и составляет 593 рублей/тонн взлетной массы. Сбор за предоставление аэровокзального комплекса на внутренних линиях увеличился на 5,7 % и составил 111 рублей за пассажира, на международных линиях – на 7,5 %, или 115 рублей.

— Почему происходит рост тарифов?

— Ежегодно растут объемы работ. Так, пассажиропоток по сравнению с 2016 годом увеличился в 2017 году на 3%. Впервые мы преодолели отметку в 900 тысяч человек. На 11% увеличились объемы обработки почты, на 15% — самолетовылеты. Соответственно растут и наши расходы.

Мы уже не можем работать как в прошлом веке. Тем более, что наш аэропорт имеет статус международного. Поэтому внедряем новые технологии для повышения эффективности работы аэропорта.

Кроме того, мы работаем в суровых климатических условиях, что требует дополнительных энерго— и теплозатрат по сравнению с аэропортами, которые работают в более благоприятных климатических условиях.

— Я так понимаю, что при объединенном предприятии приоритет будет отдан лишь одной авиакомпании, в данном случае "Якутии". А как другие авиакомпании, которые пользуются услугами Вашего аэропорта, могут отреагировать на это?

— Объединение аэропорта и авиакомпании вызовет резкое недовольство других крупных авиакомпаний: "Аэрофлота", S7 Airlines и так далее. Они станут зависимыми от вновь созданной организации, которая будет являться их прямым конкурентом.

Более того, объединение повлечет уход других авиакомпаний с рынка республики. И последствия будут весьма печальными.

А мы заинтересованы в расширении маршрутных сетей и в привлечении авиакомпаний-партнеров.

— Какие могут быть еще последствия?

— Прежде всего, отсутствие альтернативных авиаперевозчиков снизит инвестиционную привлекательность республики.

Кроме того, нельзя забывать, что территория республики большая, и есть населенные пункты, куда можно добраться только воздушным транспортом. А ограниченный парк воздушных судов уменьшит мобильность населения и объемы перевозимых грузов авиационным транспортом.

Вот и получается, что объединение аэропорта и авиакомпании крайне негативно скажется на состоянии рынка воздушных перевозок в республике, да и экономики в целом.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Опасно инфицированного больного встретили в аэропорту Якутска

Руководитель аэропорта "Якутск" Николай Местников победил в предварительном голосовании

1524720355