Премьер-министр Якутии Евгений Чекин считает, что любого чиновника могут уволить в любое время, поэтому нельзя обращать внимания на различного рода домыслы, а нужно продолжать добросовестно работать. Между тем в последнее время вновь произошли не только кадровые изменения в правительстве региона, но и поменялась структура кабинета министров. А в СМИ, не говоря уже о соцсетях, распространяются слухи о досрочной отставке главы республики. Почему это происходит, как наполняется бюджет и об основных направлениях работы исполнительной власти в интервью корреспонденту ИА YakutiaMedia рассказал глава кабмина Евгений Чекин.
— Начать наш разговор хочется с последних изменений в структуре правительства. Михаил Осипов больше не совмещает должности первого вице-премьера и министра экономики. Это касается и Петра Алексеева, до недавнего времени руководившего Минсельхозом. Почему принято такое решение?
— Мы на практике убедились, что человеку сложно совмещать две должности и при этом работать эффективно. Михаил Осипов возглавлял министерство экономики, но также курировал Мининвестразвития, Минпром. Перед Минэкономики стоят серьезные задачи, решать которые должен отдельный руководитель. Примерно такая же ситуация в министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики. Учитывая, что у нас больше трети населения проживает в сельской местности, нужен министр, непосредственно отвечающий за развитие отрасли. Первые вице-премьеры продолжат координировать деятельность ряда органов исполнительной власти, взаимодействовать с федеральными структурами и представлять интересы кабмина по определенным направлениям работы.
— Изменения в структуре правительства будут продолжаться? Ведут ли они к сокращению числа чиновников в регионе?
— Егор Борисов анонсировал изменения в структуре и составе органов власти. Некоторые шаги уже сделаны. Это касается как кабмина, так и администрации главы и правительства. Трансформация коснулась министерства экономики: сформированы два новых департамента, в Администрации главы и правительства создается департамент процессного управления. И это только начало. Напомню, в январе 2018 года мы создали Центр управления изменениями, целями которого являются регулярная генерация и запуск механизмов изменений в действующей системе органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на повышение эффективности госуправления, улучшение качества предоставляемых услуг населению и бизнесу, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни людей.
Самоцели сократить госаппарат у нас нет. Важно обеспечить максимальную эффективность и результативность работы органов власти.
Если в процессе изменений мы придем к выводу, что следует оптимизировать количество чиновников, то сделаем это, но планомерно. Однако уже сейчас можно сказать, что в некоторых государственных учреждениях, муниципальных организация есть перекосы. Не везде структуры оптимальны по штатному количеству, есть замечания по качеству подготовки специалистов. В настоящее время сформирована межведомственная комиссия, которая должна во всех этих вопросах разобраться.
Мы стремимся внедрить открытую, конкурентную и профессиональную модель госслужбы, сформировать команды креативных и результативных управленцев, грамотных специалистов, нацеленных на повышение эффективности государственного управления.
Евгений Чекин во время выступления. Фото: Василий Кононов
— Если к проектному управлению многие в Якутии уже более или менее привыкли, то процессное управление – вещь довольно новая и неизвестная. Как вообще управление проектами будет соотноситься с управлением процессами?
— Проектное и процессное управление – это, если утрировать, два ведра на коромысле. Они дополняют друг друга и формируют систему устойчивого развития. Первый тип – это управление активное, когда все инструменты и методики используются для достижения конкретных целей. Проекты обеспечивают достижение новых результатов. Однако, учитывая специфику госслужбы, проектами весь объем работы охватить невозможно.
Второй тип управления подразумевает администрирование и автоматизацию уже существующих процессов, ориентированные на интересы потребителей в предоставлении прежде всего государственных услуг. В межведомственном взаимодействии органов власти республики есть регламенты и процедуры, многие из которых не отвечают современным требованиям, они направлены в первую очередь на ведомственные функциональные интересы. Департамент процессного управления должен оптимизировать все это, нацелить деятельность органов исполнительной власти на удовлетворенность потребителей от оказанной услуги, дать госслужащим соответствующие инструменты, позволяющие сделать процесс предоставления услуг для населения более качественным и оперативным, а также минимизировать "человеческий фактор", очень часто представляющий риск с точки зрения коррупциогенности.
— Практика внедрения проектного управления выявила какие-то проблемные моменты? Есть ли проекты, которые вы можете привести в качестве примера?
— В прошлом году в пилотном режиме мы запустили семь проектов, три из которых закрыли – по которым цели и показатели были достигнуты в срок.
Проведена XX Спартакиада по национальным видам спорта "Игры Манчаары". В рамках проекта "Организация межведомственного информационного взаимодействия при осуществлении муниципального контроля" наладили электронное сотрудничество между разными уровнями власти. Теперь уменьшится количество запросов бизнесу от органов местного самоуправления. Реализация проекта "Создание современной образовательной среды для школьников, изучающих китайский язык в Республике Саха (Якутия)" позволила ученикам изучать китайский язык в специальных лингафонных кабинетах.
Система приживается непросто, но положительные моменты есть.
Например, при подготовке Игр Манчаары заблаговременно удалось выявить организационные проблемы. За несколько месяцев до мероприятия ответственные лица отрапортовали, что все хорошо, все по плану. Когда же мы внесли все текущие данные по Играм в информационную систему, то выявили ряд рисковых направлений, где возможно отставание по срокам. Вовремя провели корректировки в работе, сместили приоритеты, и в итоге мероприятие прошло на высоком организационном уровне.
Во время голосования. Фото: Секретариат Председателя Правительства РС (Я)
Бывает также и положительный опыт с отрицательным результатом.
Орган власти заявляет проект, приступает к его реализации, но работа по определенным причинам не идет. Для нас это позитивный этап, так как одна из задач проектного управления – формировать центры компетенций, где скапливаются наработки, положительные и отрицательные кейсы. Обращаться к конкретному опыту конкретных людей продуктивнее, чем читать зарубежные книжки, прикидывать, "как там у них". Можно просто позвонить инициатору любого проекта, задать вопросы, поделиться своими идеями, получить консультацию. Отрицательный опыт позволяет научить сотрудников взвешенно и ответственно подходить к своим инициативам.
В целом же мы отмечаем улучшение взаимодействия между ведомствами, большой интерес к проектной форме управления. В 2018 году планируем запустить около 35 проектов в рамках новых государственных программ.
— Если говорить о ключевых направлениях работы правительства, то каковы главные задачи на 2018 год?
— В первую очередь это решение вопросов сбалансированности бюджета. В этом году есть диспропорция между расходами и доходами, бюджет довольно сложный. Я неоднократно говорил, что у правительства есть приоритеты – обеспечение всех социальных выплат, в том числе исполнение указа президента России по повышению зарплаты работникам бюджетной сферы, обеспечение безопасности — северный завоз, ЖКХ. Остальные направления финансируются по остаточному принципу.
Мы должны четко понимать, что в текущих условиях к расходам бюджета не можем подходить так, как это было раньше. Стоит забыть о принципе "сколько попросили – столько и дали".
Каждый тип расходов необходимо взвесить, соотнести с основополагающими принципами исполнения полномочий в рамках Конституции, федеральных законов. Правительство со своей стороны приоритеты определило, сейчас согласуем их с органами исполнительной власти и местного самоуправления, которые являются распорядителями бюджетных средств. Многие из коллег данные тенденции уловили.
Однако жизнь останавливаться не должна. Напомню, что этот год в Якутии объявлен Годом содействия занятости. В его рамках мы должны добиться снижения уровня безработицы населения до 7%.
Важнейшее значение имеют утверждение и реализация Комплексного плана действий по снижению бедности до 2022 года. Будут разработаны концепции приоритетных проектов Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года.
Рабочие моменты. Фото: Секретариат Председателя Правительства РС (Я)
Мы ставим себе цель – ввод не менее 53 социальных объектов, включая 9 школ на 2140 мест, 25 детских садов на 2775 мест, 1 объекта средне-профессионального образования, 9 объектов культуры, 3 объекта здравоохранения и 6 объектов спорта.
Продолжится финансовое оздоровление стратегических и системообразующих предприятий и организаций, проблемных предприятий агропромышленного комплекса.
Одним из главных направлений работы в 2018 году я также считаю организацию Международных интеллектуальных игр. Напомню, что мероприятие планируется проводить на постоянной основе, игры станут коммуникационно-образовательной площадкой для одаренных детей, занимающихся научными исследованиями и проектами. В республику приедут более 1500 участников из разных регионов России и стран мира.
— Как идет исполнение бюджета в первые месяцы года, которые обычно считаются наиболее сложными?
— За январь-март текущего года в доходную часть госбюджета республики поступило 41 млрд 475 млн рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 7 млрд 788 млн рублей, или на 23%.
Министерство финансов республики в феврале привлекло бюджетный кредит на сумму 3,5 млрд рублей со сроком возврата 30 марта 2018 года. Эти средства направим на уменьшение кассового разрыва, а также для оплаты кредиторской задолженности по заключенным государственным контрактам.
По данным месячной отчетности на 1 марта текущего года, расходы государственного бюджета региона исполнены в сумме более 25,4 млрд рублей. Кроме того, в феврале мы произвели частичное погашение облигаций государственного займа республики на общую сумму 550 млн рублей.
По сравнению с аналогичным периодом 2017 года расходы бюджета увеличились в связи с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, повышением минимального размера оплаты, индексацией социальных выплат и роста платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также необходимостью погашения просроченной кредиторской задолженности, сложившейся на конец прошлого года, а также за счет целевых средств от ПАО "РусГидро" в сумме более 1,5 млрд рублей, направляемых на субсидии гарантирующим поставщикам электрической энергии, энергосберегающим организациям, которых за аналогичный период 2017 года не было.
В январе-феврале в полном объеме обеспечено финансовыми ресурсами исполнение социальных обязательств и жизненно-важных мероприятий республики. Это гарантия получения заработной платы работниками бюджетной сферы, социальной защиты населения, в том числе по выплате пособий и компенсаций, социальных выплат на жилищно-коммунальные услуги, а также стипендий.
Рабочие моменты. Фото: Секретариат Председателя Правительства РС (Я)
— Вы говорите о сложностях с бюджетом, но все равно республика не отказывается от проведения крупных мероприятий, например, Международных интеллектуальных игр. Целесообразны ли в период экономии такие траты?
— В постановке такого вопроса есть рациональное зерно, но применительно к интеллектуальным играм с этой позицией я не согласен. Если мы хотим делать ставку на молодое поколение, развивать его потенциал, то в любом случае должны быть мотивирующие мероприятия и события, где формируются научно-образовательные лифты. Это помогает ребятам мечтать, к чему-то стремиться с пониманием того, что их труды принесут результаты. Международные мероприятия дают возможность общения, обмена опытом и налаживания контактов. Организуя интеллектуальные игры, мы создаем глобальную площадку и помогаем нашим педагогам, учащимся разрушить барьеры и еще раз понять, что их возможности не ограничиваются родным селом, городом, республикой или страной. Стоит ли тратить на это деньги? Я считаю, что стоит.
— В последнее время вокруг главы республики очень активно нагнетается негативный информационный фон. Некоторые СМИ, пользователи социальных сетей гадают, уйдет ли Ил Дархан в досрочную отставку. Если уйдет, то когда. Все это как-то влияет на вашу работу, работу правительства и как лично Вы относитесь к подобным сообщениям?
— Мне во многом непонятны и неприятны такие высказывания. Есть хорошее выражение: ты – это то, что ты делаешь. Егор Борисов – один из самых результативных политиков в истории республики. Посмотрите на сегодняшние темпы строительства жилья, социальных объектов, дорог, развитие социальной сферы, образования, медицины. А безосновательно осуждают его очень часто люди, которые, к сожалению, не могут похвастаться профессиональными успехами и созидательным вкладом в развитие нашего общества, республики. Поэтому чаще важно не что говорят, а кто говорит.
Егор Борисов с Евгением Чекиным. Фото: Секретариат Председателя Правительства РС (Я)
Стоит задать вопрос, имеют ли отдельные личности моральное право так категорично осуждать руководителя, которого в свое время на выборах поддержал значительный процент жителей региона?
Глава активно продвигает ту политику, в которую верит, и я как председатель правительства могу сказать, что он всецело поглощен вопросами, напрямую влияющими на уровень развития Якутии, его населения.
Я коллегам всегда говорю, что каждого из нас могут уволить в любой момент, поэтому мы должны не обращать внимания на различные домыслы, а добросовестно исполнять свою работу, делать то, что считаем важным и нужным для Якутии, населения. И членов правительства, и себя я ориентирую на это.