В Якутии завершились мероприятия, посвященные Дню охотника. Напомним, День охотника был учрежден в республике в 2012 году. Промысел для большинства населения Якутии имеет большое значение, а для малочисленных народов Севера и вовсе составляет основу традиционного образа жизни. Охотник является хранителем и проводником национальных традиций народов Якутии. Опытные охотники из разных уголков республики рассказали о ритуалах и обрядах, способствующих удачной охоте. Более подробно в материале ИА YakutiaMedia.
Якутские охотники с древних времен почитают дух леса, хозяина природы, покровителя охотников — Байанай.
Опытный охотник Сергей Филиппов из п. Россолода Мегино-Кангаласского района отметил, что распитие горячительных напитков в лесу неприемлемо.
"Огонь следует кормить оладушками с маслом. Ни в коем случае нельзя наливать туда спиртное. Наши предки верили, что каждое дерево, цветок, травинка имеют свою душу, поэтому нельзя ломать, срывать ничего без особой на то надобности, нельзя шуметь и громко кричать, находясь в лесу. Надо всегда быть в гармонии с природой".
Петр Варламов из села Орто-Сурт Горного улуса поделился, что с 20 лет буквально заболел охотой, и ежегодно с нетерпением ждет открытия охотничьего сезона.
"Первым делом, я кормлю Дух огня, говорю алгыс, прошу дух Байаная благословить меня на крупную добычу. Перед уходом я тоже кормлю огонь, проговариваю алгыс и снова обращаюсь к Байанаю – на этот раз с благодарностью. Согласно якутской культуры, охотники должны быть в первую очередь благодарными. Даже если за всю охоту получилось добыть лишь одну утку, нужно поблагодарить Хозяина природы за благосклонность. Также во время сборов в лес нельзя заранее планировать, мол, сегодня я добуду 5 уток, 6 зайцев и вообще приеду домой с набитыми сумками. Такого Покровитель всех охотников не потерпит. Также существует поверье: представительницы прекрасной половины человечества не должны перешагивать через ружье, капкан, или любое другое средство охоты. Это сулит неудачу. Во время подледной рыбалки (мунха) беременные женщины не должны ступать на лед, в противном случае, не будет улова. Кормить огонь следует оладьями, коровьим молоком, кумысом, махоркой. Желаю всем охотникам придерживаться якутских традиций, не нарушать покоя в лесу, не убивать ради забавы".
Иннокентий Бережнев – охотник с большим стажем родом из села Партизан Намского улуса.
"Сам я родился в селе Тулагино. Затем после школы устроился работать кадровым охотником. Через семь лет поступил в ЯГУ на специальность охотоведа (тогда был такой факультет). Сейчас являюсь общественным инспектором в Минприроды Якутии. Конкурс "Булчут сэьэнэ" — хорошее подспорье в сфере охоты. Ведь здесь опытные охотники рассказывают о реальных случаях из жизни, делятся опытом с будущими поколениями. Замечаю печальную тенденцию – все больше молодых охотников будто не знают культуры охоты, не соблюдают якутских ритуалов, не знают, как следует вести себя в лесу, как общаться с Байанаем. Вообще, крайне необходимо широко освещать эту тему, уделять внимание повышению охотничьей культуры и этики. Охота – неотъемлемая часть жизни якутов с древности. Как водится, удача не всегда сопутствовала добытчику. Поэтому охотники всегда пытались задабривать духа — хозяина леса Баай Байаная, от которого казалось, зависела удача на охоте. Соблюдайте "сиэр-туом", уважайте духа Байаная, и тогда он будет к вам благосклонен".