Юрий Николаев: Без производства нам не выжить

По мнению депутата Ил Тумэна, 2018 год может стать переломным для бюджета республики
Политика. 13 февраля, 19:55
Юрий Николаев. Фото: Ил Тумэн

13 февраля, YakutiaMedia. Руководитель парламентского комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев считает, что 2018 год может стать переломным для бюджета республики. Сегодня почти половина собственных доходов региона уходит на обеспечение заработной платы, и только развитие производства может пополнить казну, сказал корр. ИА YakutiaMedia народный депутат.

— Подведем итоги за прошлый год

— 2017 год можно занести в актив. Все предприятия отработали в пределах плана и даже сверхплана. Даже АЛРОСА, несмотря на аварию на руднике "Мир", экономический год завершила без особых потерь. Сравним, 2016 год алмазная компания выплатила дивиденды на сумму 5 млрд рублей, а в 2017 году — 14 млрд рублей. А объем добычи на руднике "Мир" занимал 10-11% от общего объема, но после аварии — ноль. Полгода не отработали. Но АЛРОСА мобилизовала возможности других своих ГОКов, то есть они увеличили добычу. Конечно, все это скажется в 2018 году и на период, когда начнутся инвестиции на восстановление этого рудника. Президент компании озвучил, что возможно восстановят к 2022 году. Сегодня даже проекта о восстановлении нет.

А по остальным предприятиям плюс-минус, нормально. Конечно, мы недополучили 20 % налога на прибыль: примерно порядка 10 млрд рублей.

Кроме того, новые виды налогов снижают объем прибыли у добывающих компаний.

Конец 2017 года был сложный в связи с тем, что в первую очередь стояли задачи по исполнению социальных обязательств. В конце года было принято решение по повышению заработной платы для исполнения майских указов президента страны. Задача перед исполнительной властью была очень серьезной. Конечно, другие расходы были отложены в сторону, и по максимуму выполнили все социальные обязательства. Конечно, вышли довольно с серьезной кредиторкой, которая ляжет определенной нагрузкой на 2018 год.

Конечно, в 2017 году шла оптимизация расходов в целом. Эта работа ведется у нас уже года три, и не только у нас, но и по всей стране.

Одно из основных условий исполнения бюджета 2018 года и плановых 2019-2020 годов — это принятие Правительством РФ так называемого модельного бюджета.

— Что значит модельный бюджет?

— В начале проводится инвентаризация всех видов расходов по всем бюджетам: на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Все наши расходы должны соответствовать нашим полномочиям. То есть вырабатываются минимальные финансовые расходы по полномочиям в целом по РФ, потом с учетом особенностей каждого региона рассчитывается модельный бюджет.

Консолидированный модельный бюджет республики составляет порядка 140 млрд рублей. А по нашим расчетам он составляет 195 млрд рублей. Но у нас есть официальное письмо от Минфина РФ, где указывается, что у нас излишних 54 млрд рублей расходов, и эти средства могут составить резерв.

В региональных особенностях учитываются транспортная доступность, стоимость коммунальных услуг и так далее. Конечно, все это надо доказать, и что-то нам удалось сделать в этом плане, но пока нам, как я уже говорил, определяют 54 млрд рублей излишних расходов. Например, в 2018 году 38 млрд рублей будет направлено на развитие образования по государственной программе. Но из них, согласно модельному бюджету, рассчитанному Минфином РФ, 17 млрд рублей — излишние расходы, в сельском хозяйстве из 10 млрд рублей порядка 3 млрд — излишние расходы. По мнению федерального центра, инвестиционная программа — это вообще излишний расход. "У вас есть социальные расходы, на которые вы просите деньги из федерального бюджета, а инвестиционные программы не определяются вашими полномочиями", — говорят нам. Мы с этим не согласны. Тем не менее, бюджеты 2018, 2019 и 2020 годов были приняты с учетом этих условий.

В 2018 году нам дотацию определили в сумме порядка 43 млрд рублей, в 2019 — 2020 годах по поправкам правительства РФ — соответственно 32 млрд и 41 млрд рублей. Однако в целом по РФ дотации на 2019 и 2020 годы не стали распределять. А это порядка 645 млрд рублей.

— Почему не распределили дотации?

— Предполагаю, что продолжится отработка модельного бюджета по каждому региону. В этом случае у нас появятся проблемы. Но сейчас правительство республики, и мы, депутаты, к этому подключаемся, будет работать с правительством страны. При этом сроки сжатые — в течение первого или второго квартала. То есть летом будет распределение дотаций, и до этого мы должны доказать, что 54 млрд рублей — это не лишние для нас расходы. Методика расчетов модельного бюджета не учитывает наших особенностей.

На 2019-2020 годы мы должны получить дотацию в сумме 32 и 41 млрд рублей соответственно, в связи с этим при принятии бюджета на эти годы нам пришлось сократить вживую наши расходы до этих сумм. Мы постарались средства на обязательные социальные расходы не сокращать.

Так что, трехгодичный бюджет будет очень сложный. Тем более, что по 2018 году налог на прибыль принят со снижением, в связи с этим ожидаются определенные сокращения, в основном это касается инвестиционной программы. Если в 2017 году мы направили порядка 17 млрд рублей из наших собственных доходов на инвестиционную программу, то в этом году направим порядка 9 млрд рублей.

Теперь возникает вопрос, что будем строить на эти средства. Мы договорились с правительством, что в первом квартале создадим совместную рабочую комиссию. Она будет определять новые объекты, которые надо строить. Попытаемся сделать дорожную карту, каким образом эти объекты, для которых на самом деле средств нет, начать строить и завершить.

— С незавершенными объектами что?

— Мы должны завершить строительство перинатального центра, а также кардиологического и онкологического центров. Эти объекты стоят несколько миллиардов рублей и софинансируются из федерального бюджета. Только после их строительства мы должны рассмотреть другие свои объекты и определить приоритеты, какие больницы начать строить, это касается в том числе и объектов образования.

Кроме того, осталось ввести еще восемь объектов образования и порядка 24 детских садов. Они разные. Есть объекты, которые финансируются за счет инвестиционного бюджета, и есть объекты по линии государственно-частного партнерства (ГЧП). Естественно для ГЧП довольно солидные средства нужны. Поэтому о новом строительстве пока приходится только мечтать.

Когда сокращается инвестиционная программа в бюджете республики, то львиная доля объектов в селах должна строиться по программе "Добрых дел". Но, к сожалению, у нас есть много претензий к качеству строительства. Понятно, что стоимость объектов небольшая. Строители пытаются экономить и заработать. А в некоторых районах нет контроля, наверно, нет и специалистов. Поэтому иногда эти объекты требуют ремонта после первого года эксплуатации, а где-то вообще нужно взамен строить новый объект. Качество страдает. В связи с этим правительство будет принимать новые правила программы "Добрые дела".

Мы планировали на программу "Добрых дел" выделить 500 млн рублей, но с учетом сложившейся непростой ситуации, сократили эту сумму до 350 млн рублей. При этом мы договорились, что правительство выпустит распоряжение о строительстве объектов на всю сумму. Тогда у муниципалитетов останется время пройти конкурс и 9 месяцев на строительство.

Прежде правительство делило выделенные средства на несколько частей. Первую сумму отрабатывали, а вот на вторую или третью суммы распоряжение выходило позже. В результате средства осваивались не полностью, то есть была система забюрократизирована.

Кстати, те объекты, которые прошли конкурсный отбор в 2017 году, будут учитываться в первую очередь.

— МРОТ повысили, и он еще будет повышаться, а еще Якутия заявила, что в 2018 году выполнит майские указы. Откуда будут деньги на все это?

— Если по-простому, то в счет инвестиционной программы. Это во-первых. Во-вторых, от оптимизации наших расходов.

Должна пройти инвентаризация наших расходов. Допустим, мы рассматриваем возможность выплаты дотации энергетикам. Но прежде энергетики перед РЭКом доказывают необходимость текущих расходов.

РЭК в свою очередь проверяет их и устанавливает тарифы, при этом будет учитывать не все расходы.

Так отрабатывали со всеми получателями и главными распорядителями бюджетных средств. Конечно, они обосновывают все свои расходы. Это сложный процесс, но мы оптимизацию своих расходов обязаны делать. Иначе нам неоткуда будет брать средства для повышения заработной платы и МРОТа.

Проблема бюджета в том, что из собственных доходов у нас примерно уже больше 60-70 % уходит на заработную плату, остальное – на социальные обязательства, в частности на капитальное строительство. Уже третий год собственные доходы у нас не повышаются, остаются примерно на одном уровне. А заработная плата каждый год примерно добавляет расходов на 3-4 млрд рублей. Это должно беспокоить всех, не только Минфин республики и профильные комитеты, и муниципалитеты в том числе. Если уж совсем утрировать, скоро бюджет превратится только в заработную плату. Поэтому нужно оптимизировать расходы.

У нас, чего греха таить, в деревнях основная доходная часть — эта зарплата бюджетников. Возможно, это проще, деньги защищенные, не надо организовывать новое производство и создавать рабочие места.

Глава республики Егор Борисов объявил 2018 год Годом занятости. Мы должны развиваться. У нас должно быть производство. Например, Мирнинский район недотационный. Понятно, что там АЛРОСА, туда пришли газовики и нефтяники. Там люди трудоустраиваются, получают доходы.

Муниципальное образование Таас-Юрях с прошлого года тоже недотационное. Вокруг маленького муниципального поселения порядка семи недропользователей. С точки зрения экономики это хорошо: увеличился бюджет поселения, стали его благоустраивать. Люди, живущие там и которые были безработными и жили на бюджетные средства родителей и жен, сегодня трудоустроены и приносят доход в свою семью. Это разве плохо?

— А как быть с экологией?

— Экологией надо заниматься. В первую очередь эта должна быть задача государства. Для этого есть возможности. За примером далеко ходить не надо. Когда "Таас-Юрях нефтегазодобыча" решила для технологических нужд использовать питьевую воду, жители воспротивились этому. Минохраны природы, депутаты и правительство республики отработали эту проблему и нашли же другой выход. То есть можно решить.

Если мы сегодня производство профукаем, то оно появится не у нас, а в соседнем регионе. Поэтому задача организации занятости — эта организация производства. На бюджете мы не заработаем. Поэтому в 2018 году все главы муниципалитетов должны озадачиться именно занятостью своего населения, но не в бюджете, а именно за счет производства. У нас мелкого и среднего бизнеса не хватает. Кстати, у города Якутска тоже доходная часть — это НДФЛ, а своего производства нет.

— Какое производство можно развивать в республике, кроме добывающего?

— Фантазировать здесь не надо. В Айхале работает предприятие по переработке изношенной авторезины. Имеется в виду не от частных машин и легковых, а от мощных БелАЗов, которые работают на горнодобывающих предприятиях Мирнинского района. Представляете, там резина от одного автомобиля весит несколько тонн, и она быстро изнашивается. А это предприятие получило грант по экологическому направлению и стало использовать резину в производстве тротуарных плит. Они по своим качествам отличаются от тех плит, которые мы используем в Якутске. К ним снег не прилипает, потому что в составе каучук.

Вот таких предприятий вокруг крупных добывающих компаний должно быть много.

— Возможно, тогда большой кусок бюджета надо направить на развитие производства?

— Обязательно. Это будет бюджет 2019 года. Тут надо переосмыслить и развернуться в сторону поддержки производства. Недавно Путин говорил о том, что у регионов обязательно должны быть условия для развития производства и промышленности. Возможно, 2018 год будет переломным.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Поднять "минималку" обяжут все предприятия и организации Якутии

Власти Якутии планируют уменьшить размер госдолга

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia