Услуги фотографов и видеографов становятся всё дороже, вызывая недоумение и порой даже раздражение. Как происходит переход из категории любителей в профессионалы и почему услуги операторов так дороги, рассказал один из набирающих популярность фотографов Якутска – Вася Купер. Сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на Школу медиа и коммуникаций СВФУ.
— Вася, у тебя есть специальное образование, например, оператора?
У меня два высших образования, но они никак не связаны со съемками или дизайном. Учился в ЯГСХА на экономиста и одновременно работал в кинотеатре контролером с 9 утра до 11 вечера. В дни, когда работал, я учебу прогуливал. После того, как получил диплом, мы с друзьями занимались предпринимательством: открывали интернет-магазин, агентство недвижимости, юридическое агентство. Этот опыт дал необходимый навык – умение общаться с людьми.
— Я знаю, что всё началось с канала на Youtube. Расскажи, как пришла идея, о чем были первые видео?
Летом 2014-го года приехал мой друг из Москвы. Мы с ним гуляли, общались, и он меня спросил, почему я не веду видеоблог. В Якутске тогда вообще не было видеоблогерства и тому подобного. Только появлялись, наверное. А он уже снимал видео на камеру GoPro. Я-то не умел ни монтировать, ни снимать.
В общем, я начал снимать и отправлять ему материал. Первые видео были на юридические темы – бездействие приставов и всё такое. Друг зарегистрировал мне канал на Youtube, залил туда смонтированные видео. Комментарии были в основном негативные, но я подумал, что это лучше, чем ничего.
Потом он уехал в Германию, а я сломал ногу. И, лежа дома с поломанной ногой, искал, чем заняться, и увидел объявление, что требуется оператор на местный телеканал. Я приехал стажироваться с костылями, с гипсом. Когда с ногой стало получше, начал ездить на съемки и снимать сам, уже с одним костылем. Там были монтажеры, я просил их монтировать мои видео для Youtube. С парой ребят были знакомы с ЯГСХА, и они научили меня монтировать. Дальше я перешел работать в рекламную компанию. Снимал, монтировал ролики и разные передачи.
— Как получилось, что ты увлекся фотографией?
С лета 2016 года знакомые меня начали звать снимать свадьбы. И постепенно заказов стало много. Монтировать свадьбы тяжело: видеоматериала очень много, нужно его обработать, подстроить под музыку. В один момент, я хотел отказаться от очередного заказа, потому что просто не успел бы смонтировать. Но мне предложили сделать фотографии, и я согласился попробовать. Оказалось, что свадебные фото обрабатывать гораздо легче. Это требует меньше концентрации внимания, потому что не надо подстраивать видео под музыку, часами смотреть отснятое и совмещать кадры. Из-за того, что я монтировал свадебные видео, мой канал забросился. Поэтому переход на фото был очень кстати. Это освобождало время для видеоблога.
Фото и видеосъемки: легкие деньги или искусство. Фото: Василий Купер
— Мы сейчас все снимаем фото и видео на смартфоны. В чем сложности профессиональной съемки?
Когда я не был знаком ни с видео, ни с фотографированием, я думал, что все легко. Попробовав снимать видео, я понял, что там очень много подводных камней. Чем больше я погружался в съемки, тем больше понимал, что это очень тяжело. Само исполнение, техника. Если ты хочешь снимать качественное видео, тебе нужно очень много дорогой техники. И тут никак не выкрутиться. Если из подручных средств попробовать как-то что-то приспособить, то видео будет очень дешево выглядеть. Поэтому фото и видео – увлечения дорогие.
— Какая техника нужна для качественной съемки?
Чтобы снимать видеоблог, достаточно камеры GoPro. Она не очень дорогая. А вот для качественного видео нужен цифровой фотоаппарат, потому что он лучше передает цвет. Если брать видеокамеру, то она должна быть дорогая – стоимостью от миллиона примерно. А фотоаппарат, например Sony Alpha 7 – стоит от ста тысяч. У нас освещение в помещениях часто плохое, поэтому нужна светосильная техника. Сто тысяч это только "тушка", плюс к ней пара объективов – 80 тысяч рублей. Чтобы камера не дрожала, нужен стабилизатор, который стоит 60 тысяч. Свет, звук – примерно еще по 10 тысяч. У людей камеры по двести тысяч, объективы по сто. Я работал и видел, как операторы по полмиллиона техники таскают с собой за раз. И при этом, если ты купил такую технику, это не значит, что будешь круто снимать. Тут нужна работа со светом: видеть, как он ложится, выбирать правильный ракурс. Еще нужен ноутбук хороший, чтобы все отснятое монтировать. В общем, дорогое удовольствие. Для фотографии надо чуть меньше техники. Но опять же, чем дороже, тем легче получить высокое качество.
Фото и видеосъемки: легкие деньги или искусство. Фото: Василий Купер
— А что тебе больше нравится: фотографировать или снимать видео?
Сейчас мне больше нравится фото. Потому что, обрабатывая фотографии, я могу слушать музыку, смотреть сериал или видео на Youtube и одновременно общаться в WhatsApp. Но каждый раз, когда я фотографирую, чувствую, что не дожал, и можно было сделать лучше. Выкладывая фото в Instagram, долго выбираю – кажется, что хороших нет совсем.
Фото и видеосъемки: легкие деньги или искусство. Фото: Василий Кулер
— Какие у тебя планы? Чему ты хотел бы научиться?
Я хочу научиться красиво говорить. Изучить психологию, чтобы находить подход к разным людям. Обычно я просто фотографирую всех, кто в моем окружении. С моделями пока не работал.
На мой взгляд, важны эмоции. Только у нас люди не слишком любят их проявлять. Нужно создать настроение и зафиксировать момент на фотографии. С квнщиками общаюсь, чтобы научиться шутить – это нужно, чтобы люди раскрывались, эмоции показывали на фото. Недавно помогал снимать видео для Hitsvine и группы Унты. Сейчас в планах сделать фотоблог. Попытаюсь в фотографиях показать эмоции и истории людей.
Фото – вещь индивидуальная. Кому-то нравится посветлее, кому-то потемнее. Бывает, смотрю работы знаменитых фотографов и удивляюсь. Некоторые бывают смазаны, например. Если я тебе такое фото сделаю, ты скажешь: "Вася, что за ужас!". А у него это шедевр. Все зависит от того, кто и как интерпретирует.
Есть фотография как ремесло, а есть фотография как вид искусства. Ремесленникам надо ориентироваться на пожелания и ожидания заказчика. Художник может снимать, как хочет, и сказать потом: "Я так вижу!". Мне интересны оба направления.