Совсем скоро всеобщая любимица якутян Хаарчаана, которой сегодня, 30 ноября, исполнился годик, навсегда покинет республику. Шестого декабря юная медведица улетает в Санкт-Петербург, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на ЯСИА.
В эти дни в зоопарке "Орто Дойду" готовятся к отъезду Хаарчааны. Во внутренний отсек вольера поставили транспортную клетку, чтобы малышка привыкла к ней. Специальный ящик привезли из Ленинградского зоопарка на прошлой неделе. С тех пор он тревожно напоминает и приближает час расставания.
В этой клетке Хаарчаану увезут в Санкт-Петербург. Фото: ЯСИА
Чтобы медвежонку клетка не казался чуждой, смотрители кладут туда разные лакомства. Самое любимое блюдо медвежонка – рыбий жир. Даже маму не подпускает к миске, может и её долю вылакать.
Хаарчаана в дорогу возьмет с собой свою любимую игрушку, которая формой напоминает тюленя.
Любимая игрушка Хаарчааны. Фото: ЯСИА
"Игрушку ей подарила гостья из Японии Чихиро Канеко, которая занимается изучением белых медведей. Она очень восторгалась Хаарчааной, называя ее самой красивой медведицей России", — рассказала заведующая сектором мелких и крупных млекопитающих Оксана Кузьмина.
Работники "Орто Дойду" очень переживают за своих подопечных, они не раз узнавали у коллег из других зоопарков, как мама и детеныш переносят разлуку. Специалисты из других регионов говорят, что обычно белая медведица ищет своего малыша максимум неделю, после успокаивается.
Хаарчаана и Колымана. Фото: ЯСИА
Для Колыманы первые дни одиночества будут самыми сложными. Так, в два года в Новосибирском зоопарке разлучили медведицу Герду с ее 11-месячной дочкой Шилкой, которая уехала в Японию. Герда долго не находила себе места, не ела, все время искала детеныша, заглядывая под каждый уголок. Новосибирцы тогда даже собирали подписи под онлайн-петицией с просьбой оставить белого медвежонка дома.
Как говорят в "Орто Дойду", молодые особи разлуку переживают легче, ведь их увлекает всё новое. Но всех же в природе многие медвежата, даже достигая трехлетнего возраста, не уходят от матери и становятся пестунами — настолько сильно бывают привязаны.
Малышка Хаарчаана с мамой. Фото: ЯСИА
Сегодня, 30 ноября, Харчаане исполнился годик. В момент рождения она весила всего 600 грамм, сейчас ее вес достиг 100 килограмм.
"Весь год мы наблюдали, как Колымана воспитывает свое дитя. Помню, медвежонок как-то вывалился из берлоги и никак не мог залезть обратно. Мать хотела, чтобы дочка училась справляться с препятствиями, наблюдая за этим забавным действом со стороны. Хаарчаана мучилась больше десяти минут, закидывая неуклюже свои лапки туда-сюда. Когда она почти выдохлась, медведица одним рывком помогла ей забраться в домик. Больше мама не уступала, всегда добивалась того, чтобы малышка училась самостоятельности", — вспоминает заведующая научно-просветительским отделом "Орто Дойду" Наталья Софонова. Малышка Хаарчаана с мамой. Фото: ЯСИА
После того как залили бассейн, Хаарчаана несколько дней не подходила к воде. Однако инстинкты взяли вверх. Когда только училась плавать, она всегда держалась у края бассейна, а если ей становилось страшно, громко кричала. Колымана тут же своими сильными лапами вытаскивала её на сушу.
Мама перестала постоянно контролировать медвежонка только осенью. Она уже может спокойно поспать, пока дочка играется. Когда она была крошкой, Колымана всегда закрывала своей спиной дверь из вольера, чтобы Хаарчаана не вышла одна погулять.
"Однажды я наблюдала, как девочка хотела порезвиться на свежем воздухе, а мама наоборот – отдохнуть. Колымана лежала в берложке, придавив одну лапку дочке, и как будто говорила на своем медвежьем: "Давай поспим". А эта неугомонная ложиться не хотела, визжала на весь вольер. Пришлось матери встать и выйти с ней на прогулку", – делится Наталья Владимировна.
С самого начала эта история удивительна. Колыману нашли совсем крохотной во льдах. Её передали зоопарку 24 апреля 2012 года, и в этот день крупные хлопья снега закружили с весеннего неба. С тех пор снег является главным свидетелем всех важных моментов жизни медведицы. В дни, когда произошла ее первая встреча с Ломоносовым, когда она родила дочку, когда она впервые вывела в свет Хаарчаану — был снегопад. Именно поэтому первенца белых медведей было решено назвать Хаарчааной, что переводится как Снежная.
Хаарчаана все еще сосет молочко своей мамы. Фото: ЯСИА
С того момента, как вся республика узнала, что судьба полярной семьи предопределена, якутяне искренне переживают за них и с болью в сердце ждут день разлуки. Казалось бы, что отъезд Хаарчааны нам запомнится как самая печальная история северного зоопарка, но у этой истории обязательно будет хеппиэнд. Ближе к весне Колымана и Ломоносов, который больше года живет в одиночестве и очень сильно скучает по подруге, вновь объединятся. А любовь всегда порождает новую жизнь…