О ключевой роли воздушной перегоночной трассы Аляска – Сибирь в победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов шла сегодня, 2 ноября, речь на научно-исторической конференции "Воздушная трасса Фэрбенкс – Якутск – Красноярск и её роль в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)", посвященной 75-летию перегоночной трассы Аляска-Сибирь. 8 тысяч самолетов доставили на фронт с Аляски через Чукотку и Якутию, сообщили ИА YakutiaMedia в пресс-службе правительства республики.
В суровые годы Великой Отечественной войны авиации была отведена особо важная историческая роль. В соответствии с соглашением, заключенным 11 июня 1942 года между СССР и США, стороны договорились о поставках по ленд-лизу на фронт американских боевых самолетов. Государственный комитет обороны принял решение осуществлять поставки воздухом с Аляски через Чукотку, Якутию, Красноярск.
При активной помощи населения республики, пилотов и наземных специалистов Якутской авиагруппы в небывало короткий срок – менее чем за год, была построена авиалиния. За этот срок в Якутии было построено и реконструировано более десятка аэродромов, оснащенные средствами связи и радионавигации, метеорологическими станциями, сам же Якутск стал центром перегонки.
Якутская авиагруппа, наряду с выполнением функций по перевозке пассажиров, почты, груза, помогала перегоночной дивизии и службам трассы, командируя к ним своих специалистов, выполняя отдельные задания командования.
— Через эту трассу на фронт было доставлено более 8 тысяч боевых самолетов. Их перегонка осуществлялась в особо сложных климатических и метеорологических условиях, вследствие чего было потеряно 42 боевых самолета, — сказал первый вице-премьер Александр Колодезников.
Говоря о развитии авиации в республике в послевоенные годы, Алексей Колодезников особо подчеркнул, что после реформирования в 1946 году авиадивизии, в распоряжении республики остались построенные аэропорты, 15 самолетов Си-47, подготовленный летный, инженерно-технический и другой персонал.
— Это была мощная стартовая площадка для развития авиации Якутии в послевоенные годы, особую роль в которой сыграл высококвалифицированный персонал трассы и перегоночной дивизии, — подытожил первый вице-премьер.
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации Александр Нерадько отметил, что в суровых природно-климатических условиях, при нехватке строительной техники и материалов, всего за 10 военных месяцев были построены 16 аэропортов.
— Благодаря большой организаторской работе местных властей, самоотверженному труду авиаспециалистов, строителей и связистов в уже ноябре 1942 года из Фэрбенкса через Якутию и Чукотку в Красноярск прибыла первая партия боевых самолетов, — сказал глава ведомства.
Александр Нерадько напомнил, что в 2015 году по легендарной трассе, чтобы восстановить исторические события, был организован перелет двух боевых самолетов Си-47. Из Канады до Аляски, а затем до Москвы, самолеты, пилотируемые смешанными канадо-американо-российскими экипажами, приземлились в аэропорту Внуково, где базировалась знаменитая Краснознаменная первая перегоночная авиадивизия.
Руководитель Росавиации поздравил участников конференции с 75-летием одной из славных страниц в истории страны, республики и ее авиации и отдал дань уважения и благодарности, мужеству и героизму легендарным участникам этой героической эпопеи.