Рано утром 3 июня в Жиганске медведь напал на двух охотников. Мужчинам удалось спастись. Стали известны подробности этого проишествия, сообщает ИА YakutiaMedia. Об этом в материале журналиста Сергея Сумченко— "ЯкутскВечерний".
Больная, изголодавшаяся медведица, что называется, на мягких лапах подкралась к лагерю охотников. Не обращая внимания на остатки пищи у костра, бросилась на палатку. На мгновение отвлекшись на оленью шкуру, выпотрошенную через разорванную ткань палатки, зверь оставил людей в покое. Этого им хватило, чтобы, истекая кровью, поднять оружие.
Утро 3 июня. На большом острове в низовьях Лены проснулись два охотника из Жиганска. С 1 по 6-е здесь открыли охоту на уток. Мужчины, как обычно, разбили лагерь в первый день. И ждали, пока пройдет ледоход, и на чистую воду прилетит утка. Еще в полудреме они почувствовали, как палатку начало разметать. И огромные зубы стали рвать плоть.
Семен РОДИОНОВ, охотник:
— За два дня, что мы находились на острове, медведя не видели. Не было и людей, хотя где-то вдалеке звучали выстрелы. Ночевали в двухместной китайской палатке. Никаких посторонних звуков мы не слышали, как вдруг на палатку что-то навалилось и начало ее рвать.
— То есть, нападение медведя для вас было полной неожиданностью?
— Абсолютно. Палатка стояла у костра, где осталось много продуктов, стояла посуда. Медведь даже не подошел туда, а сразу напал на нас.
Лапами и зубами зверь рвал ткань и находившихся за ней людей. Когда лопнул замок на входе в палатку, зверь вырвал из нее оленью шкуру, которую подстелили под себя охотники. Это стало счастливой случайностью для них. Медведь набросился на шкуру и начал с ней бороться. Тогда один из охотников выбрался из палатки и схватил ружье. На все ушло несколько секунд, после которых прозвучали четыре выстрела. Получив в упор четыре заряда 12-го калибра, зверь затих.
Семен РОДИОНОВ, охотник:
— Когда медведя убили, осмотрели себя. У нас обоих были прокусаны левые руки. Мне медведь лапой содрал бок, но все кости целы. Побежала кровь, и мы, оставив бутор на острове, сели в лодку. До Жиганска было 30 километров. Когда доехали, сразу на скорую. В больнице нам зашили раны и отпустили домой. Сейчас чувствуем себя нормально. Вот с товарищем идем в больницу – каждый день перевязки и уколы.
— Вам раньше приходилось видеть медведей в тайге?
— Один раз видел, но издали. Мы даже не представляли, что на острове может быть медведь. Поэтому были абсолютно спокойными, неприятностей не ждали.
Минувшая зима была особенно тяжелой для жиганских медведей. Прошлое лето выдалось неурожайным на ягоды. И звери не смогли набрать необходимое количество жира. После выпавшего снега не все залегли в берлоги. Бывали случаи, когда нынче по жиганской тайге бродили шатуны. Голодные, обычно измотанные болезнями звери в таких случаях особенно опасны для человека, которого считают легкой добычей. В самом деле, что мы можем им противопоставить – ни клыков, ни когтей, и бегаем так себе. Для здорового хищника на каком-то генетическом уровне человек – табу, которого нельзя трогать, пока мы сами не приходим на его территорию. Но в случае с медведем, напавшим 3 июня на жиганских охотников, все было по-другому.
Виктор ИВАНОВ, начальник Жиганской инспекции охраны природы:
— Наши специалисты и полицейские выезжали на остров и осмотрели тушу. Взяли необходимый биоматериал для проведения исследования, чтобы понять, чем болела медведица. Она была очень худой, в подмышках большие язвы. К туше даже подойти было сложно, настолько она воняла, как будто зверь заживо гнил.
Мы это связываем с голодным, без ягодным прошлым летом и тяжелой зимовкой, когда многие медведи даже в берлоги не ложились. Им до сих пор питаться нечем. 6 июня снова снег выпал, температура минус два, так что ни молодой зелени, ни побегов в тайге еще нет. А даже те медведи, что впали в спячку, из берлог в начале апреля выходить стали. Вот они и приходят к людям. В этом году дважды охотники в районе уже вынуждены были уходить со своих мест, потому что медведей много.
— У вас всегда так напряженно с этими хищниками?
— Лет десять назад их у нас вообще не было. Но после больших пожаров в кобяйской тайге звери стали мигрировать к нам. В прошлом году одного охотника задрали. Нынче вот уже не первый случай, когда людям угрожают. Я тут на берегу Лены туристов из Новосибирска встретил, так они жаловались, что у нас медведей больше, чем у них крыс
За прошедшую неделю на десять увеличилось количество лицензий, выданных на отстрел обнаглевших косолапых. Всего с начала года за угрозу нападения на людей и скот в республике приговорили 46 медведей. В лидерах – Кобяйский, Момский, Горный, Нерюнгринский, Ленский и Хангаласский районы. Жалоб из окрестностей Якутска пока не поступало. 12 особей уже добыто по лицензиям. Но, на самом деле, бурые медведи гораздо чаще выходят к людям, зачастую не обращая никакого внимания на последних.
Василий УШАКОВ, житель Алдана:
— Так получилось, что 1 июня я один задержался на городском кладбище. Часов в восемь вечера на территорию вышли три медведя. Первый, увидев меня, сначала пошел в мою сторону, но потом изменил траекторию. Больше звери на меня внимания не обращали. Они просто ходили по могилам, собирали продукты, оставленные родственниками умерших. Это не первый случай в этом году, когда в нашем районе видели медведей. Недели две назад ходило видео, как сразу четыре медведя, не обращая внимания на машины, спокойно переходят дорогу Алдан – Томмот.
Поведение косолапых хищников всегда трудно предсказуемо. Это единственный зверь, который в цирке выступает в наморднике. И все же, как считают специалисты, обычно можно противостоять его коварству и хитрости. Главное, не встретиться с медведем нос к носу, когда он начнет защищаться. А здесь в группе риска любители помолчать в таежной тишине.
Дмитрий ЛУГИНОВ, заместитель начальника Управления охотхозяйства Минохраны природы РС (Я):
— В тайге нужно создавать как можно больше шума, чтобы заранее предупредить медведей о своем приближении и дать ему возможность уйти. Громко переговариваться друг с другом, стучать в котелок или другие предметы, кричать, петь. Чтобы медведей не приманивать к жилищам, в лесу нужно убирать за собой все остатки пищи. Об этом нужно рассказать вахтовикам, золотодобытчикам. Ну, и, конечно, ни в коем случае нельзя самим прикармливать хищников, что порою делают приезжие. Очень быстро из забавных попрошаек они превращаются в зверей, которые начинают сами брать, что им хочется. Тогда обращаются к нам: убейте медведя. Но он то здесь в чем виноват?..
вступай в группу "YakutiaMedia сообщает…" в Whatsapp |