В Авито узнали о планах россиян на 2026 год
18:20
Более 400 человек спасены в 2025 году Службой спасения Якутии 
18:00
В Якутии зимовка скота и лошадей проходит стабильно 
16:30
Спасатели извлекли затонувшую машину в Якутии
16:24
Ветерана войны, 101-летнего Наума Слепцова поздравили с наступающим Новым годом 
16:00
Якутяне отмечены премией "Звезда Дальнего Востока" 
15:30
Более 30 детей из Якутии посетят Кремлёвскую ёлку
15:00
На берегу полыньи на Даркылахе обнаружено тело одного из пострадавших в Якутске
14:20
Росгвардейцы задержали девушку, которая мешала медикам оказать помощь в Якутске
14:00
Огнеборцами Якутска спасена квартира и гараж
13:15
По факту гибели людей на реке Лене проводится процессуальная проверка
12:50
Сотрудник сотовой связи оформлял кредиты на клиентов в Якутске
12:25
Минцифры внесло в белый список онлайн-кинотеатр Wink
12:15
Деньги из снега вернули владельцу в Якутске
12:00
Прокуратура Якутска начала проверку после гибели людей при выезде на лёд
11:17

Марианна Лукина: художник — это свободный человек

Известная якутская художница рассказала ИА YakutiaMedia о себе и творчестве
Марианна Лукина у картины "Светящаяся в танце" ИА YakutiaMedia
Марианна Лукина у картины "Светящаяся в танце"
Фото: ИА YakutiaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Известная якутская художница Марианна Лукина уверена, что художник — это свободный человек, обладающий талантом и трудолюбием. Но прежде чем стать им, нужно много лет учиться. У нашей героини путь к творчеству начался с музыки и ... со сломанного грифа. Как возникает идея создания картины и как художник воплощает ее — в материале ИА YakutiaMedia.

— В детстве все любят рисовать. А у вас были тогда особые способности?

— По словам мамы, я в детстве очень много рисовала. Но чтобы у меня был более широкий культурный кругозор, она отдала меня в музыкальную школу, где я училась играть на виолончели. Видимо, набор на класс фортепиано был ограничен, а свободные места остались только на класс виолончели. Мне нравилось играть на этом инструменте, но тем не менее, я забросила музыкальную школу. Как-то не заладилось с сольфеджио. Еще в автобусе, в толкучке гриф сломали. Это, видимо, была судьба.

— Потом где продолжили свое творческое образование?

— После восьмого класса поступила в художественное училище. Но летом, перед училищем, ходила на подготовительные занятия к Леониду Александровичу Киму. Был такой художник. Кстати, совсем недавно прошла его выставка к 100-летию. Он меня очень тепло встретил, он знал моего отца Михаила Васильевича Лукина, который тоже был художником. Папа рано ушел из жизни, мне было пять лет. Но я его помню и очень люблю. Считаю, что он мне помогает в живописном деле.

Девушка Севера

Девушка Севера. Фото: Фото: Илин

Леонид Александрович поставил мне сложный якутский натюрморт с чепраком, чоронами. Дал бумагу и акварель. И пока я его писала, он давал мне очень дельные советы как работать с натуры. Благодаря ему, можно сказать, поступила в Якутское художественное училище. А там меня встретил Эдуард Иосифович Васильев. Он тоже обрадовался, что дочь Лукина поступает. Все удачно сложилось. Три года проучилась. Потом я перевелась по воле мамы в Московское художественное училище памяти 1905 года. Перевелась тоже на третий курс. Мне хотелось более глубже заняться живописью, но опять попала на оформительское отделение, так как в тот год не было набора на отделение живописи. Через два года меняют наборы — два года на оформительское, два года на живопись. Пришлось мне опять на оформительском учиться.

Москва мне с детства знакомый город. Я там бывала часто с мамой. Кстати, мои родители учились Москве и, будучи студентами, там познакомились. Так что, город меня очень вдохновлял, да и культурная жизнь там богаче: музеи, много различных выставок.

— А какие судьбоносные встречи у вас там состоялись?

— Мама познакомила меня с художником Христолюбовым Николаем Павловичем, который помог мне с переводом в московское училище. Но прежде он ознакомился с моими работами. Похвалил, и меня это вдохновило. Вообще для молодого начинающего художника очень важны добрые напутственные слова. Хотя некоторые педагоги считают, что можно любого с улицы научить рисовать. Но чтобы стать по-настоящему художником нужны талант и трудолюбие.

— Расскажите о своей первой серьезной картине, которая потребовала от вас душевных и физических усилий?

Для каждого художника это, наверно, дипломная работа. Я тогда написала три картины. На тему "Праздник Севера": "Девушка Севера, "Танец Севера" и "Праздник Севера". Они довольно масштабные. В них необходимо было продемонстрировать все свое мастерство, все то, чему научилась. Потом одну картину я привезла с собой, а две остались в институте.

— В каком жанре вы предпочитаете работать?

— В реалистическом. Пишу маслом живопись.

— Почему маслом?

— У меня специальность станковая живопись. Она предполагает работу по холсту маслом. Но владею всеми техникам. Пишу акварелью, пастелью. Но в масле больше тайны. Каждый раз по-новому пишешь, набираешь цвета. И масло более долговечно. Хотя старые мастера, например, Микеланджело, Леонардо Да Винчи, работали темперой. Она больше подходит под росписи на стенах. У меня был такой опыт. В католическом храме расписывала стену.

— Много времени ушло на роспись?

— Долго. На эскизы много времени уходит. Года два искала, а воплощала полгода.

— Откуда возникает идея создания картины?

— Возникает по-разному. Иногда идея приходит молниеносно или наталкивает стечение обстоятельств. Например, картина "Бессонница". Как-то ехала в автобусе, мимо проезжал УАЗ, а там внутри автомашины лежал старик в телогрейке и ондатровой шапке. Он так на меня посмотрел, что у меня в сердце кольнуло — надо написать. Я эту идею воплотила. Приезжал искусствовед из Питера, так он целый час смотрел на эту картину. Сейчас она выставлена в Национальном художественном музее.

Бессоница

Бессоница. Фото: Фото: Илин

Иногда идея приходит во сне. Например, "Светящаяся в танце". Она мне приснилась. Конечно, не так, как картина, а в действии, даже снег искрился.

А бывает говорят, что нужно готовиться к какой-то выставке по определенной теме. И начинаются поиски, обдумывание композиции. И случается, что первоначальная идея может поменяться, но тема остается.

Я люблю писать натюрморты.

— Почему?

— Сейчас натурщиков мало, никто не хочет часами позировать. А натюрморт поставишь и пишешь себе спокойно. Мне повезло, мастерская досталась от Элляя Семеновича Сивцева. И там было очень много старинных якутских вещей: чороны, туеса, старинные весы. Пока дочь художника не забрала, я писала с них картины.

Натюрморт

Натюрморт. Фото: Фото: Илин

Старинные вещи сделаны с большим вкусом. Там все просчитано. Гармония полная. А сейчас в современных вещах уже что-то не то. Не знаю почему. Может вкус у народа поменялся. Что-то другое надо создавать, а не повторять то, что было.

Знаете, иногда даже этюд быстрый уже является шедевром, чем картина, на которую потрачено много времени.

— А что такое шедевр?

— Проявление настоящего вкуса и какая-то завораживающая тайна, исходящая из картины. Шедевром может быть казалось бы простой натюрморт с одной вещью, но там такие притягательные цвета и свет, что чувствуется — художник вложил свою душу.

Мне не нравится, когда картины делают с фотографий. Я преподаю в Арктическом институте и учу студентов на это обращать внимание. Когда пишешь с натуры, там цвет совершенно другой. А на картинах, сделанных с фотографий, тени черные, нет воздуха и света.

Но есть у нас художник Васильев Эдуард Иосифович. Он не скрывает, что работает по фотографиям, но у него так мастерски это получается, что создает художественные произведения. Это тоже дар.

Помните картину Ивана Попова "Шаман"? Он ведь тоже его с фотографии писал, но картина сильная.

Это важно, когда художник частичку души вкладывает, тогда что-то получается.

— Вы верите в существование высших сил?

Человек в черном

Человек в черном. Фото: Фото: Илин

— Да. Помню, делала как-то первую персональную выставку в доме правительства в 1998 году. Привезла работы. Вообще любое передвижение — это стресс для холста. Поэтому к нему относишься, как к ребенку, оберегаешь его. Иногда он идет волнами от влажности.

Тогда выставка проводилась осенью. Привезли работы, повесили, и тут некоторые картины обвисли. И вдруг слышу какое-то легкое потрескивание, цокание в воздухе, и через какое-то время картины выравнялись, все встало на место. Как будто кто-то прошелся и выправил.

— В какое время года вы любите и в какое время суток в основном пишите картины?

— Люблю осень. Много красок. А пишу утром и днем, потому что живопись пишется только при дневном свете. При электрическом свете краски совсем по-другому смотрятся, можно переборщить с желтым светом.

— Тогда получается, что нашим художникам сложно — у нас мало в году бывает дневного света.

— Да. В зимнее время на работу всего два часа остается. Но для плодотворной работы этого достаточно. Когда пишешь, очень много энергии затрачиваешь. Не только рука работает, но и активный мыслительный процесс идет в голове.

— Говорят, что художник должен быть голодным, чтобы творить. Это так?

— Не надо понимать буквально. На мой взгляд, имеется ввиду, что ты человек независимый и творишь то, что твоей душе хочется. Ни у кого не спрашиваешь: "Мне это сделать, мне это можно так нарисовать?" Это профессия свободных.

106652
55
70