Проблема сокращения земель и нарушения этнической культуры коренных народов Дальнего Востока, Севера и Сибири стала темой большого круглого стола, прошедшего в Государственной Думе в пятницу, 28 апреля. За минувшие годы коренные малочисленные народы России потеряли более 40% исконных земель, что отразилось на традиционных видах хозяйствования, прежде всего, на оленеводстве, охоте, рыболовстве. Якутия прибыла в Госдуму самой крупной делегацией, одних спикеров было запланировано десять человек, сообщает корр. ИА YakutiaMedia в Москве.
Тональность мероприятия была далеко не позитивной, спикеры обозначили множество проблем, которые необходимо решать на уровне Правительства РФ и федерального законодательства. "В 90-ых годах кочевых семей, которые кочевали вместе с мужьями, детьми в Якутии было более 500 семей. Три года назад увидели, что количество уменьшилось в два раза" – рассказала Елена Голомарева, председатель постоянного комитета Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики. По её словам, закон о кочевой семье, принятый в республике для сохранения народов, ведущих уникальный образ жизни (эвенки, долганы чукчи), практически не функционирует, так как "завис" между федеральными актами, ограничивающими роль местной власти в вопросах решения проблем коренных народов. Сам закон устанавливает систему экономических, социальных и правовых гарантий, обеспечивающих повышение уровня жизни кочевой семьи.
– Кто лучше всего знает проблемы оленеводов, охотников рыбаков? Человек, который сидит в кабинете министерства? Или люди, которые работают на уровне местного самоуправления? Конечно, местное самоуправление. Но сегодня закон о кочевой семье застрял, — пояснила Елена Голомарева.
Проблему предоставления земель коренным малочисленным народам Якутии обозначил Анатолий Добрянцев, первый заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Саха (Якутия). По его словам, коренные народы не могут пока ещё воспользоваться в полной мере своим правом на безвозмездное пользование земельными участками, так как большая их часть расположена в землях лесного фонда, 77% оленьих пастбищ, что составляет 63 млн га. 16 млн – участки общинно-родовых хозяйств, которые также расположены в землях лесного фонда.
– Решением может стать предоставление в безвозмездное пользование земель для ведения традиционного хозяйствования в местах традиционного проживания этих народов, – отметил Анатолий Добрянцев.
Важным делом в сохранении коренных малочисленных народов является модернизация этнологической экспертизы – уверена Елена Иванова, заместитель министра по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия). Якутия единственный регион, где проводится этнологическая экспертиза, но она рассчитывает только экономический ущерб: изъятие земель, упущенная выгода и т.д.
– При этом нет методики расчёта ущерба этнокультурной среды: что теряют носители языка, культуры, традиции, менталитета в целом с приходом промышленности. Речь не сводится к тому, чтобы коренные получили какие-то денежки и так далее. Речь идёт о справедливом возмещении. Например, кочевая родовая община Бугат Нерюнгринского района. Там земельный участок пресекли в двух направления трубопроводом "Сила Сибири", и, естественно, ушли олени. Всё это требует возмещения, – рассказала Елена Иванова.
Круглый стол, носящий большое название: "Законодательное обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в области земельных отношений и допуска к возобновляемым природным ресурсам", подготовил предложения Правительству, Федеральному Собрания и региональным властям по решению обозначенных проблем.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Реагировать на проблемы бывших военных в стране хотят оперативнее депутаты Госдумы РФ Владимир Прокопьев: От федерализации объектов Якутия ничего не потеряла Народные депутаты разработали проект закона о статусе Первого Президента Якутии