Посреди шума вокруг строительства моста через реку Лену, проблем с прокладкой автозимников и вопросов снабжения топливом арктических районов Якутии, все так же незамеченными остаются "серые" пассажирские перевозки. А ведь сегодня жители республики добираются до пункта назначения буквально на свой страх и риск, и зачастую такая поездка оказывается дорогой в один конец. О пассажирской беспечности и об ответственности водителей, занимающихся частным извозом – в материале ИА YakutiaMedia.
Из-за отдаленности расположения населенных пунктов и огромной территории, в Якутии наблюдается высокая транспортная подвижность населения. Воздушным транспортом добраться конечно было бы быстрее и легче, но данный вид передвижения влетает в "копеечку". Поэтому жители сравнительно близлежащих к центру улусов пользуются исключительно услугами междугороднего такси, 90% из которых являются частниками.
Поездка ценою в жизнь: когда беспечность якутян кормит нелегальных перевозчиков. Фото: Служба спасения РС(Я)
Определенного тарифа на такие поездки не существует, в среднем до Горного улуса можно добраться за 1500 рублей, до Оймякона от 5 тысяч до 9 тысяч рублей, в Олекминск от 8 тысяч рублей. При этом всегда можно договориться. Договариваются, как правило, водители без лицензии, которые не оформляют ее, дабы снять с себя всякую ответственность за пассажиров. Сэкономив на проезде, многие якутяне забывают, что пользоваться услугами такого перевозчика — не безопасно. Как говорится, Север ошибок не прощает, ведь на дороге может произойти что угодно. При несчастном случае претензии предъявить будет просто некому.
В ноябре прошлого года на 752-м километре автодороги "Вилюй", водитель нелицензионного межулусного такси не учел погодные и метеорологические условия, не выдержал безопасную скорость движения и совершил опрокидывание машины. В момент ДТП в салоне автомобиля находились 13 пассажиров. Все они не были пристегнутыми.
В результате дорожно-транспортного происшествия погиб 13-летний ребенок, травмы получила 14-летняя девочка и 48-летняя женщина. Возможно, кто-то из пассажиров мог обратиться за медицинской помощью позже.
Поездка ценою в жизнь: когда беспечность якутян кормит нелегальных перевозчиков. Фото: Служба спасения РС(Я)
Как оказалось, водитель такси в пути передал управление своему напарнику, у которого не было прав на управление транспортным средством. Пассажиров везли в Мирный: часть из них ехала из Якутска, несколько человек присоединились в Верхневилюйске. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок ни хозяин машины, ни водитель не имеют. К тому же в транспортном средстве были установлены дополнительные сидения сверх разрешенных производителем.
В конечном счете водитель и хозяин машины были привлечены к административной ответственности: один – за езду без прав, второй – за передачу управления лицу, заведомо не имеющему водительского удостоверения. И за это мальчик расплатился своей жизнью.
Поражает, что из пассажиров никто не поинтересовался – есть ли у водителя лицензия.
Это далеко не первый и отнюдь не последний случай. По данным УГИБДД МВД по РС(Я), в 2016 году сотрудниками Госавтоинспекции было выявлено 156 административных правонарушений за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Было зафиксировано 14 ДТП с участием перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в котором 2 человека погибли, из них 1 несовершеннолетний. 52 человека получили ранения, из них 6 несовершеннолетних.
И это только официальные данные. Не секрет, что перед поездкой таксист и пассажиры придумывают легенду, далее при проверке автотранспорта, пассажиры представляются близкими родственниками водителя, выгораживая тем самым нелегального перевозчика.
Поездка ценою в жизнь: когда беспечность якутян кормит нелегальных перевозчиков. Фото: Служба спасения РС(Я)
На самом деле все пассажиры имеют полное право требовать от перевозчика лицензию и другие документы.
"Согласно уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, водители, осуществляющие регулярные перевозки, перевозки пассажиров по заказам и легковым такси должны иметь путевые листы с обязательными отметками о прохождении водителем предрейсового медицинского освидетельствования и о происхождении предрейсового технического осмотра транспортного средства. Технический осмотр транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, подлежит осмотру каждые шесть месяцев", — прокомментировал заместитель начальника УГИБДД МВД по РС(Я) майор полиции Александр Оросин.
Вопрос по регулированию межулусных/междугородних перевозок может решиться уже этой весной. На рассмотрении постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры находится законопроект "О межулусных перевозках".
"Проект закона поступил к нам в комитет, получил отрицательное заключение и отправлен на доработку в министерство транспорта и дорожного хозяйства Якутии. Мы ждем поступления данного документа к весенней сессии, где будем рассматривать проект, привлекать бизнессообщество и внедрять его в жизнь", — сообщил председатель комитета, народный депутат республики Виктор Федоров.
Поездка ценою в жизнь: когда беспечность якутян кормит нелегальных перевозчиков. Фото: Нюргуяна Иванова
По его словам, в первом варианте законопроекта оказалось много ограничений в отношении предпринимателей: "В первом проекте, перевозчикам предлагались достаточно жесткие меры по организации конкурсов, а у нас конкурсы зачастую проводить в улусах не реально. В наслеге может быть одна дорога и всего один перевозчик, в общем масса вопросов возникла. В целом был взят за основу закон, который работает в центральной части РФ, но мы считаем, этим законом не учитывается наша специфика – большие расстояния, малонаселенные пункты. Поэтому пока не могу сказать в каком виде закон выйдет. Сейчас ждем доработку, замечания выскажем на комитете. Альтернативы частному извозу пока в Якутии нет. Наша задача – обеспечить перевозчиков хорошими дорогами и организовать места отстоя. Безусловно извозом должны заниматься добросовестные предприниматели, на хороших машинах с квалифицированными водителями".
Какие бы меры не принимались, в большинстве случаев все во многом зависит от населения. Пока люди будут беспечно доверять нелегалам, небезопасные перевозки продолжатся. Скупой платит дважды, а в этом случае можно расплатиться самым ценным.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Отрезанная от материка: Как транспортная оторванность влияет на социальное развитие Якутии
Ребенок погиб в страшном ДТП с маршруткой на дороге Якутск – Мирный