Свадьба является древнейшим ритуалом человечества, дошедшим до наших дней. Якуты готовились к свадьбе дочери с ее рождения, а об убранстве якутской невесты весом 40 кг ходят легенды. О том, как готовили невест, какое значение имели свадебные наряды и почему свадьбу могли отменить лишь по звону украшений девушки — читайте в материале ИА YakutiaMedia.
Убранство якутской невесты. Фото: Архивное фото
Убранство якутской невесты. Фото: Архивное фото
Убранство якутской невесты. Фото: Архивное фото
Чем больше у девушки в замужестве было детей и, в частности сыновей, тем сильнее она была в почете. Впоследствии такие женщины становились полноправными хозяйками усадьбы ("хотун"), которые после кончины стариков следили за всем и держали хозяйство в порядке. Поводом для развода могло быть только отсутствие детей, но это было редкостью.
История свадебного наряда
Исследователи разделяют развитие якутской культуры на три этапа. Первый и самый древний — архаичный (до XVII-XVIII вв), время до прихода русских землепроходцев и развития торговли. Как правило, материалов для исследований того времени крайне мало, а свадебные наряды воссоздают по рисункам и единичным археологическим раскопкам.
Обряд надевания одежды якутской невесты. Фото: hotu.su
Редкостью на сегодня является и меховое пальто тангалай, которое девушки надевали на свадьбу в первую очередь. Говорят, без него женщина не имела права даже показываться мужчинам. По фасону оно было чуть заужено сверху и расширено снизу, делали его из хорошего меха и украшали нашивками из кожи. Пальто имело короткий рукав, что, по мнению историков и этнографов, делает его похожим на национальную одежду монголов и бурятов.
Второй же период в развитии культуры связан с развитием торговли. Местные торговцы начали охотно обменивать шерсть, кожу и другое свое богатство на привозные шелк, ткань. С тех пор национальная одежда немного видоизменяется — люди перестают надевать свои архаичные тяжелые шубы тангалай. Их изготовление всегда было трудоемким процессом, ведь все это делалось руками. Чего стоит только обработка кожи: ее надо вымочить, дубить, катать, выжимать, колотить и так далее.
"С этого времени мастера начинают изготавливать суконные шубы "бууктаах сон", — говорит доцент кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ СВФУ Светлана Петрова. — В отличие от ранних шуб, они имели меховое покрытие с внутренней стороны. По строению они были длинные, а нижняя часть тоже была несколько шире. Это было необходимо для максимально комфортной езды на лошади. К тому же мастера в обязательном варианте зашивали по краям меха. Не ради красоты, а для того, чтобы сохранить тепло даже верхом на коне".
Как рассказывает кандидат исторических наук, с XIX века начинает чувствоваться влияние прихода русских. "По сути, все вещи, которые сейчас надевают люди на ысыах ("халадай", "хассыат") пришли к нам из Сибири. Халадай, например, был распространен в Московской губернии как "холодай", — утверждает она.
Всегда было что надеть
Одежда у древних якутов имела несколько значений: первое и самое главное — противостоять холоду, второе — эстетическое, а третье — именно по одежде судили о благосостоянии семьи. Потому, если у богатого и влиятельного человека рождалась дочь, он уже собирал самых именитых мастеров со всех улусов готовить ей одежду и украшения для будущего замужества.
Обряд подготовки якутской невесты. Фото: hotu.su
Существуют даже притчи, рассказывающие о том, насколько много одежды надевали девушки в свое время. Согласно одной из них, невеста из богатой семьи пришла в дом жениха, ее посадили перед камельком, но слуга, который должен был ее раздеть, был занят другими делами на улице. В результате эта девушка умерла от перегрева организма.
"Также есть другой случай из жизни. Перед входом в дом жениха девушка должна совершить особый обряд: ей нужно прозвенеть украшением на тазу ("кыабака симэ5э"), звук которого означал ее чистоту и непорочность. К этому звону специально должна прислушаться старушка со стороны жениха. Однажды невестка пришла к своему жениху, но то ли из-за неловкости, то ли еще из-за чего, звяканье у нее вышло невыразительным. В результате старушка сказала своим, что она вошла в дом будто виноватая собака и подняла ее на смех. Это было большим позором", — рассказывает Светлана Павлова.
Обряд подготовки якутской невесты. Фото: hotu.su
Если никаких казусов не случалось, после входа в дом жениха устраивался общий смотр всей одежды, которую она принесла с собой. Каждую шубу, шапку, пальто вытаскивали из сундука по одному и показывали домочадцам, а затем аккуратно раскладывали. Бывали случаи, когда образовавшаяся "горстка" из одежды невесты доходила до потолка балагана.
Свои приметы были и у мастеров. Как пишет этнограф Иван Худяков, изучавший якутский фольклор в XIX веке, мастерам нельзя было делать вещи слишком красивыми, потому что тогда их могли вызвать на соревнование представители Верхнего мира, а победить их в принципе невозможно. Нельзя было также продолжить работу, если вы поранили руку иглой. Возможно это диктовалось гигиеной, считают эксперты. При работе с раненной рукой всегда есть шанс, что туда попадет инфекция, а когда рука опухала, мастера могли думать, что к ней прикоснулись потусторонние силы (абаасы).
В целом эксперты отмечают, что сейчас народ старается хранить традиции якутских свадеб, а в некоторые поверья люди верят до сих пор. Но в современное время стало популярно понятие "изобретенной архаики", когда искажают историю и культуру. Сегодня можно встретить разные вариации якутской традиционной одежды — яркой и блестящей, но это не является частью истории, заключают они.