Член политкомитета Якутского отделения политической партии "Гражданская платформа", экс-кандидат на должность главы республики Эрнст Березкин считает, что власти Якутии не понимают не только проблемы якутского села, но и прописных экономических законов. Такое мнение у него зародилось после заявления Егора Борисова о том, что фермеры в течение 20 лет тратили деньги на покупку машин и квартир вместо того, чтобы вкладывать в производство. Напомним, в ответ на это заявление фермеры написали открытое письмо, в котором они требовали отставки Ил Дархана, обвиняя его в развале сельского хозяйства Якутии. Свое мнение о письме и текущем состоянии сельского хозяйства Эрнст Березкин озвучил в интервью интернет-газете "В Якутии.ru", сообщает ИА YakutiaMedia.
"Люди в открытом письме высказали свои переживания о судьбе якутского села. Борисов уже 20 лет работает на самых высоких государственных должностях республики - первого зампреда правительства, министра сельского хозяйства, председателя правительства, главы республики. И то, что через 20 лет работы он заявил, что сельские труженики не оправдали, видите ли, "доверия властей" и "пустили" субсидии на скупку квартир и машин, говорит о непонимании властями не только проблем якутского села, но и прописных экономических законов", - считает Эрнст Березкин.
Обращение фермеров к Егору Борисову вызвало довольно широкий резонанс, а тех, кто подписал письмо, по словам Березкина, объявили чуть ли не врагами народа.
"Мы же не требуем от учителей и врачей пускать свою зарплату не на свои жизненные потребности, а на строительство, ремонт школ и больниц, покупку учебников и лекарств? С таким же успехом Борисов мог бы "обвинить" себя и членов правительства в том, что они на заработанные деньги покупают квартиры, машины, телевизоры и холодильники, а должны были бы направить на ремонт здания ДП-1, покупку канцтоваров", - приводит аналогию Березкин. "Для сельчан, произведших продукцию и получивших на них государственные субсидии, эти деньги являются той же заработной платой. И они вправе распоряжаться ими, как угодно. Другой вопрос: почему они дальше не захотели жить на эту заработную плату, почему бросили свою работу?"
Ответом на этот вопрос он считает мизерность субсидий на товарную продукцию якутского села, которые оседают в посреднических структурах, "расплодившихся" вокруг республиканского Минсельхоза.
По мнению Березкина, государственные чиновники должны, прежде всего, понять суть финансирования сельского хозяйства, основанного на трех основных принципах: долгосрочности действия механизмов господдержки; соблюдении ценовых паритетов (проще говоря, своевременной и справедливой индексации субсидий на товарную продукцию); непосредственном доведении субсидий, минуя посредников, до сельхозтоваропроизводителей.
"В 2002-2005 годах 50% средств, заложенных в государственном бюджете, направлялось в виде субсидий на товарную продукцию. А сейчас правительство, минсельхоз откровенно "развращают" людей своей "раздачей" государственных денег, грантов, расходов на закуп кормов и техники. В этом они видят свою власть над людьми. Положенные законом деньги сельчане получают как награды за хорошее поведение. Чиновники, вместо того, чтобы заниматься анализом тенденций и ведением контроля над использованием средств, заседают в конкурсных комиссиях и работают снабженцами. Этой "мишурой", "потемкинскими деревнями" якутское село не спасешь", - подчеркнул он.
Далее Эрнст Березкин привел примеры не совсем удачного использования государственных средств в сфере сельского хозяйства.
"Работая народным депутатом в III созыве Госсобрания, я выступал против направления сотен миллионов рублей на создание МТСов. Объяснял, что у селян нет средств на покупку услуг этих механизированных станций. Это же был идиотизм – не индексировать своевременно субсидии на молоко, а эти деньги направить на покупку сельхозтехники и ждать, что кто-то из фермеров, частников придет и заплатит деньги за работу трактора, сенокосилки. Все МТС развалились, технику на сотни миллионов рублей растащили", - сказал член "Гражданской платформы".
"Идиотизмом" он назвал и строительство крупных коровников: "В последние годы построили крупные коровники стоимостью по 200 с лишним млн рублей. Хозяйства, которым "посчастливилось" стать их обладателями, все обанкротились. Оставшихся в живых коров, говорят, эвакуировали, как "блокадников", в Якутск - в коровники Племобъединения. В Чурапчинском улусе в сданный многомиллионный коровник коров из Алтая так и не привезли, хотя и заплатили за них деньги. Наверное, сейчас платят алтайским хозяйствам за содержание чурапчинских коров. В Намском улусе, в селе Модут, сельхозкомплексом уже занимается арбитражный управляющий. Еще зимой 2013-2014 годов соседка моей матери рассказывала, что на элитных коров без слез смотреть невозможно: они были в ужасном состоянии. В Мегино-Кангаласском районе СХПК "Манчары" было вынуждено в судебном порядке освобождаться от навязанного дорогостоящего подарка. Затраты по содержанию двухсотмиллионного коровника составили в год около 40 млн рублей, а гипотетическая реализация всей товарной продукции могла бы составлять не более 9 млн рублей в год. Мне рассказали, что администрация улуса, чтобы не вышел скандал на всю республику, вынуждена была ходить на субботники в этот коровник. Это же полный идиотизм".
Как вспоминает Эрнст Березкин, в 2012 году предусмотренные в бюджете 200 миллионов рублей на растениеводство были в середине года переброшены на птицеводство.
Также он упомянул инцидент прошлого года: "Амгинские хозяйства не могли запустить комбайны из-за отсутствия топлива. Недавно узнаю, что ОАО НК "Туймаада-нефть" не только финансировало в это время предвыборную кампанию кандидата №1, но еще и в декабре 2014 года получило из бюджета республики 60 млн субсидий на возмещение расходов на реализацию нефтепродуктов сельхозтоваропроизводителям. А реализовало за весь год ГСМ сельчанам на сумму всего 5,5 млн рублей. Это уже даже не идиотизм. Это преступление, за которое надо всех причастных сажать в тюрьму".
Выход из сложившейся нелегкой ситуации Березкин видит в грамотных действиях властей.
"Селу нужна определенность. Корове и лошади на рот замки не повесишь, да и пахотную землю, как производственный цех или промышленное оборудование, на консервацию до лучших времен не поставишь. А вот от глупости, воровства и безысходности село можно избавить", - сказал он.
Одним из итогов его участия в выборах на пост главы республики стало повышение ставки субсидии на молоко с 17 рублей за литр в прошлом году до 30 рублей в этом году. Изначально, в его программе была поставлена абсолютно четкая задача - установить в 2015 году субсидию на 1 литр сданного молока в размере 45 рублей.
"Недавно мне показали рекламные буклеты регионального отделения партии "Справедливая Россия", где обещают довести ставку субсидии на молоко до 50 рублей. Слава Богу, уже начали хоть что-то считать, хоть кто-то начал соображать в правильном направлении. Я хочу высказать слова поддержки людям, сознательно поднявшим вопрос неэффективности властей республики. Это поступок неравнодушных людей к судьбе своего народа. Мы, жители республики, должны сказать им спасибо", - закончил Березкин.
Тем временем, глава Якутии Егор Борисов заявил, что Глава Якутии считает, что в законе о сельском хозяйстве должны принципиально измениться подходы - если раньше финансовую поддержку оказывали для выживания сельхозпроизводителей без конкретных целевых индикаторов, то отныне от фермеров будут требовать результатов и повышения экономической эффективности.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Егор Борисов: Разработку закона о сельском хозяйстве мы завершим к сентябрю
Виктор Губарев: И без письма фермеров ясно, что проблемы в сельском хозяйстве Якутии есть