Фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
За день инспекторы ДПС стали свидетелями трех детских смертей в Якутске
Корреспондент ИА YakutiaMedia выехал на ночной маршрут с инспекторами
Как рассказали инспекторы ДПС во время ночного выезда корр ИА YakutiaMedia, на их памяти одним их самых страшных стал день, когда они были свидетелями двух трагедий, связанных с гибелью детей. Патруль работал на месте ДТП, в котором погиб грудной ребенок, когда их направили на пожар в поселке Пригородный, где жертвами стали две малолетние сестры. О трагедиях и курьезных случаях на дорогах рассказали временно исполняющий обязанности командира взвода ГИБДД МВД России по РС (Я), старший лейтенант полиции Сергей Тетерин и его напарник старший инспектор, лейтенант полиции Николай Семенов.
Временно исполняющий обязанности командира взвода, старший лейтенант полиции Сергей Тетерин в Госавтоинспекции работает восемь лет, в органах внутренних дел он с 2001 года: "Маршрут у меня неограниченный. В мои обязанности непосредственно входит контроль над личным составом, а также выезд на экстренные вызовы по всему городу. Полную ответственность за личный состав я несу даже в нерабочее время. Если что-то случается с сотрудником, то в первую очередь поднимают командира взвода".
С ним ездит его напарник - старший инспектор, лейтенант полиции Николай Семенов. В полиции он служит с 1995 года, в ГАИ работает 10 лет.

Сергей Тетерин, временно исполняющий обязанности командира взвода ГИБДД МВД России по РС(Я, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia

Николай Семенов и Сергей Тетерин, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
По ночам количество патрулей разное, в основном – семь или восемь. Все они распределены по участкам. Если случилось дорожно-транспортное происшествие, то экипаж командира взвода дает ориентировку в дежурную часть и в зал оперативного управления, после чего на место направляется патруль. В случае, если какой-то определенный экипаж где-то уже задействован и отсутствует на своем маршруте, то туда направляют другой экипаж. "Когда у меня дежурная часть что-то запрашивает, я распределяю по вызовам, даю ориентировку, чтобы отправить патруль соответственно дислокации", - говорит Сергей Тетерин.

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
На памяти у инспекторов ДПС одним из самых страшных за последнее время был случай, когда им пришлось выехать сразу на две трагедии, произошедшие с маленькими детьми: "Из последних страшных дней на моей памяти, это когда произошло ДТП с младенцем, который от удара оказался на асфальте. Когда мы работали на месте случившейся трагедии, меня, как исполняющего обязанности командира взвода, из зала оперативного управления направили на пожар в поселок Пригородный. Там погибли две девочки, родные сестры. Туда мы самые первые приехали с Николаем, и все происходило на наших глазах. Находились там около двух часов, пока не приехала следственно-оперативная группа".
Как оказалось, патрули выезжают не только на происшествия, случившиеся на дорогах: "Мы часто выезжаем и на бытовые случаи, и на пожары, так как мы в первую очередь все-таки сотрудники полиции, а не только дорожно-транспортный патруль", - говорит Сергей Тетерин.
Тем не менее, на сегодняшний день у сотрудников ГАИ четко определены обязанности, нежели чем во времена милиции. По словам напарников, раньше после осмотра места ДТП на дороге оставались только два гаишника и трупы. Приходилось самим ловить машину, договариваться, грузить трупы в багажник, чтобы перевезти в морг. По приезду сами же его туда заносили. "Сейчас мы уже трупы не трогаем. Сегодня всем этим занимаются другие службы, приезжает следственно-оперативная группа, судмедэксперты, скорая. Мы же фиксируем и даем информацию по происшествию".

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
При патрулировании улиц сотрудники ГАИ пристальное внимание обращают на манеру вождения участников движения. Подозрение вызывают резкие маневры, агрессивность или же, наоборот, слишком медленная езда. Также обращают на себя внимание машины с запотевшими стеклами. Часто патруль проезжает мимо мест развлечения, и полицейские визуально запоминают автомобили, находящиеся на стоянках. Позже, если эти машины будут замечены в городе, их остановят и проверят. "Мы отмечаем даже какой дым идет из выхлопной трубы – если его много, значит, машину завели недавно, и она не успела прогреться. И при этом, если водитель машины выезжает из мест развлечения, то наша обязанность проследить за его поведением на дороге". Наблюдают за водителями и на местах скопления автолюбителей и байкеров – это район речпорта и Комсомольской площади.

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
Как рассказывает временно исполняющий обязанности командира взвода, он нередко принимал участие в планах-перехватах: "Приходилось много стрелять, пробивать колеса. Очень много бывало погонь – они почти каждую смену у нас бывают. В основном это пьяные водители, либо угонщики, которые грубо нарушают ПДД".
При остановке водителю сообщают о факте правонарушения и просят его пересесть в автомобиль инспекции. Бывают случаи, когда люди отказываются. Они имеют на это право. Однако, это в интересах водителя, так как в отношении него возбуждается административное дело, составляется материал, совершаются процессуальные действия.

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
Оформление протокола должно происходить в его присутствии. Надо, чтобы он все видел, читал, что подписывает. Просьбу переместиться в машину инспектора ДПС игнорируют обычно те, кто преднамеренно отрицает свою вину. Николай Семенов отмечает: "В других машинах стоят ароматизаторы, а нам надо проверить человека, выпивал ли он, садясь за руль. Если он нарушил ПДД, возможно, причиной этому стало состояние алкогольного опьянения. Поэтому лучше пригласить человека в машину госавтоинспектора".

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
При возникновении конфликтной ситуации, когда водитель не признает свою вину, сотрудники ГАИ ведут себя корректно и вежливо, не поддаваясь на провокации. Если человек начинает переходить границы, его предупреждают об ответственности и о последствиях подобного поведения. При неповиновении законным требованиям сотрудника полиции, он на законном основании имеет право применить спецсредства, например, наручники, и доставить нарушителя по территориальности в отделение полиции.
В случае если имеется факт конкретного неповиновения – человек распускает руки, нападает на инспектора ДПС, то последний может применить приемы борьбы, к примеру, загиб руки за спину. Данного нарушителя уже везут в следственный отдел, на него возбуждают уголовное дело, так как его действия идут против личности, существует угроза жизни и здоровью сотрудников полиции. "Чаще бывает, что хватают за одежду, если не хотят выходить из машины. Прямой контакт у меня был всего один раз, когда меня ударили по лицу. Человек находился в состоянии аффекта, был в неадекватном состоянии, потому что его друга машина насмерть сбила. Он потом извинился, но было уже поздно, дело ушло в прокуратуру", - рассказывает Сергей Тетерин.

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
Нашумевшим случаем за время службы старшего лейтенанта полиции Сергея Тетерина стало дело полковника ФСКН, который сел за руль, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Мужчину за рулем автомобиля остановили на улице Труда. Водитель предъявил удостоверение начальника отдела Госнаркоконтроля, полковника полиции. Его пригласили в машину инспектора, предупредили об ответственности, начали оформлять протокол. Сергей Тетерин вспоминает: "Водитель сыпал угрозами в наш адрес, вел себя развязно. После того, как он вышел из нашей машины, под ковриком были обнаружены три пакета с неизвестным веществом. Мы сразу доложили в дежурную часть, руководству. Подъехали сотрудники УСБ, прокуратуры, руководство МВД, Госнаркоконтроля. Как чуть позже выяснилось, эти вещества не относились к наркотическим. Отпечатки пальцев нарушителя на пакетах обнаружены не были. Тем не менее, нарушителя уволили со службы, и он до сих пор не имеет права на управление транспортным средством".

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
За то время, которое провел корр ИА YakutiaMedia с патрулем ДПС, были оштрафованы два водителя и проверено шесть человек. Первый водитель не предоставил преимущества пешеходу на регулируемом переходе и заплатил штраф полторы тысячи рублей. Второй водитель совершил проезд на запрещающий сигнал светофора. "Должна была гореть дополнительная секция, или, как говорят в народе, стрелка. Факт нарушения налицо. На этой улице 4-х полосное движение, и на светофорах есть две секции – в прямом направлении и секции налево и направо. Водитель должен был повернуть налево на сигнал дополнительной секции, но он проигнорировал и повернул, когда секция не загорелась. Тем самым он создал реальную угрозу", - комментируют сотрудники ГАИ. Это нарушение предусматривает штраф в размере тысячи рублей.

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia
Двоих водителей проверили на предмет алкогольного опьянения. У одного из них алкотестер показал 0,14 промилле, однако, по нынешнему законодательству, показатели до 0,16 промилле допустимы.

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia

патруль ДПС, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Яна Лазарева, YakutiaMedia