Отсутствие региональной федерации альпинизма никак не влияет на развитие этого вида спорта в Якутии. Якутские спортсмены ежегодно выезжают на различные сборы в другие регионы страны и осваивают новые маршруты. О развитии этого вида спорта в республике ИА YakutiaMedia рассказал альпинист Олег Бойко.
Во времена СССР альпинизмом занималось порядка 36 тысяч человек. В современной России их количество в два раза меньше. Не в последнюю очередь это связано с условиями для занятия этим видом спорта – не везде есть федерации альпинизма и скалолазания, при которых желающие могли бы постигнуть спортивные азы.

Альпинисты Якутии, Фото с места события из других источников. Фото: Автор фото: Олег Бойко
- Олег Александрович, с чего началось ваше увлечение альпинизмом?
- Начнем с того, что я рос в Красноярском крае. Там есть свои Красноярские Столбы и очень сильно развита школа скалолазания, альпинизма. Там гораздо проще познакомиться с людьми, которые этим занимаются. В Якутске, люди, интересующиеся горами, в основном, знакомятся на скалодроме. С развитием социальных сетей стало проще получать какую-то информацию. Мне сейчас в день поступает один-два звонка с просьбой рассказать и объяснить, как можно начать заняться альпинизмом, куда идти, куда обращаться. Вообще альпинизм подразумевает, что ты проходишь какой-то классифицированный маршрут или ты сам можешь его классифицировать. И соответственно подаешь такую заявку в федерацию альпинизма России (ФАР). В разных странах системы оценки трудности маршрутов разные и здесь нужно учитывать различные факторы. Например, есть такой человек Анатолий Лебедев из Москвы. Он делает какие-то фантастические, уникальные вещи. Например, у него был маршрут на 35-40 дней на высотах свыше 5000 метров с восхождением на вершины по 7000 метров, причем, как правило, все эти восхождения совершались по новым нехоженым маршрутам. Он посещал какие-то дичайшие места Китая, куда даже местные пастухи никогда не ходят. Что касается меня, то я этим занимаюсь около 15 лет и за плечами около 50 классифицированных восхождений разной сложности. Это маршруты с категориями сложности от 1Б до 5А.
- И куда идти человеку, решившему попробовать свои силы в альпинизме?
- Самый простой вариант в Якутске – это прийти на скалодром. Там очень доброжелательные ребята, все расскажут и покажут. На скалодроме человек получает базовые навыки и умения, что позволяет ему приехать в горы уже более-менее подготовленным. Умение жить в горах – элементарно поставить палатку, обеспечить себе сухую одежду и обувь – это, на самом деле, является одной из составляющих альпинизма, что позволяет совершить восхождение и в целом выжить в горах. Естественно даются навыки владения железом, умения обеспечить страховку себе и группе. Занятия начинаются с сентября и уже примерно в апреле-мае мы организовываем выезды на природу. В основном, это Еланка (село на берегу р. Лена, на скалах которого сохранились древние писаницы – здесь и далее прим. ред.). Но это нельзя назвать альпинизмом в чистом виде. Это такая маленькая, подготовительная часть перед настоящими горами. Иногда выезжаем в другие места. Два года назад ездили на водопады, на притоках р. Хандыга. Если говорить о безопасности, то сообщать о предстоящем восхождении, да и вообще любом путешествии, в МЧС нужно всегда. Но это не застрахует от собственной безалаберности. Человек должен понимать, что он делает в горах. Он должен уметь обезопасить себя и товарищей в группе от каких-то непредвиденных обстоятельств. Например, дикий зверь сверху скинул камень или этот камень вытаял изо льда и полетел по склону. Этого никогда не предугадаешь. Простые, элементарные вещи, как выезд на Еланку, мы всегда делаем очень надежно. Мы используем качественные, сертифицированные материалы, пробиваем шлямбурными болтами, посаженными на клей. Чтобы на Еланке упасть, это нужно очень сильно постараться.

Альпинисты Якутии, Фото с места события из других источников. Фото: Автор фото: Олег Бойко
- Какие в Якутии есть альпмаршруты и какие из них вы прошли?
- К сожалению, в Якутии у меня лично никаких восхождений нет. В первую очередь это связано с высокой стоимостью транспортных расходов, сложностью самой транспортной схемы. Если сравнивать стоимость поездки на Сунтар-Хайята (горный хребет на территории Якутии и Хабаровского края, максимальная высота 2959 метров) или Буордах (массив Буордах, хребет Черский), то это сопоставимо с поездкой в такие сильные, в альпинистском плане, районы, как Тянь-Шань (горная система в Центральной Азии, высочайшая точка 7439 метров) или Каракорум (горная система в Центральной Азии, одна из высочайших в мире, 8611 метров).
- То есть и у нас достаточно высоких гор, на которые мог бы подняться альпинист? Как вершины разделяются по сложности, какие факторы на это влияют?
- Основные факторы, определяющие сложность вершины, это ее высота, рельеф, крутизна отдельных участков и всего маршрута, количество и протяженность отдельных препятствий. Но сложность вершины не определяется одной ее высотой. В первую очередь это характеризует рельефность. Взять, к примеру, Восточные Саяны. На вершину Стол, чья высота около 3 тысяч метров, проложены очень сложные маршруты – 5Б-6А. В республике Тыва есть пики выше – по 2,8 тысячи метров, 3,1 тысяч метров. И люди, которые проходили эти вершины по сложным маршрутам, становились чемпионами России. Мы ходили на пик Музтаг-Ата (высота 7546 метров, хр. Кунь-Лунь,Китай). У этого маршрута категория сложности 5А. Для наглядности – у маршрута на вершину Эвереста через южное седло тоже категория 5А, хотя у него высота 8848 метров. Т.е. маршрут на вершину Стол (2850 метров) сложнее, чем восхождение на Эверест по классике. Для того, чтобы подняться на Эверест нужно иметь очень хорошее здоровье, функциональную дыхательную систему и какой-то минимальный опыт в горах. На тот же Стол невозможно подняться без технических навыков – без умения работать с железом, понимания рельефа местности, умения длительное время работать на стенном маршруте. И если этих умений нет, то и этот трехтысячник человек пройти не сможет.
- Какие вершины, пики вы покоряли?
- Само слово "покоряли" какое-то коварное. Оно неправильное, если его применять к горам, восхождениям. Покорить вершину в принципе невозможно. Скорее это она тебя сломает и покорит. По большому счету, восхождение на вершину — это движение по самому себе. Географически, районы, в которые выезжают якутские спортсмены, сильно расширились. В последние 4-5 лет — это Тянь-Шань. В финансовом плане это вполне доступные поездки. Китай конечно же дороже - нужно покупать разрешение (пермит) на восхождение, а платить по 500-800 долларов США за одного человека, не каждый может себе позволить. Также в группе необходимо присутствие офицера связи, так называемого гида. Сам по себе этот человек ничего, как правило, не объясняет и не рассказывает, но его присутствие необходимо, и оно оплачивается. Плюс транспортные расходы. Если говорить о России, то это, в основном, Алтай и Саяны. Кавказ очень заманчивый район, но в силу его территориальной отдаленности, туда еще не ездили. У нас может один-два человека там были между делом и поэтому какого-то нормального восхождения у них не получилось.

Альпинисты Якутии, Фото с места события из других источников. Фото: Автор фото: Олег Бойко
- Как происходят ваши сборы?
- На сайте российской федерации альпинизма появляется официальная заявка о проведении альпмероприятия, которую федерация регистрирует. В принципе, любая региональная федерация может подать ее. Но у нас в Якутии на данный момент нет своей организации и поэтому мы ездим на сборы с нашими соседями – томской, красноярской, новосибирской федерациями. Например, в Нерюнгри есть ребята, которые ориентированы на высотные восхождения, занимаются этим самостоятельно, без участия какой-либо федерации. ФАР не может запретить такие индивидуальные выезды, она этим не занимается. Приезжая на сборы с другой региональной федерацией, если у тебя нет соответствующих документов, подтверждающих твой спортивный разряд, то ты автоматически становишься новичком. А для того, чтобы получить спортивную квалификационную книжку альпиниста, нужно совершить восхождение в составе группы. Эти маршруты должны быть запротоколированы на каждого участника, затем с этим протоколом обращаешься в наше министерство спорта и там подтверждаешь свой спортивный разряд. На основании этого человеку выдается спортивная книжка и, в соответствии с правилами, подтверждается тот или иной спортивный разряд.
- Олег Александрович, планируется ли создание федерации альпинизма в республике?
- Документальная работа ведется. Но для создания именно работающей федерации необходимо хотя бы 3-4 человека на уровне кмс, то есть от первого спортивного разряда и выше. Пока у нас таких людей нет, но они растут. К тому же человек должен не только иметь разряд и совершать какие-то суровые восхождения, как подъем на Эверест без кислорода; он должен быть лидером, уметь сплачивать вокруг себя других людей, быть хорошим управленцем, организатором. Выполненные разрядные нормы нужны для того, чтобы при регистрации федерации, ФАР понимала, кто и зачем ее делает. Разрядные сетки дают не только какие-то личные навыки. Человек приобретает умение работать в группе, умение понимать и организовывать тренировочный процесс. Многие вещи, которые невидимы на уровне II-III разряда, становятся очевидными, когда получаешь первый разряд или кмс – организация выезда, обеспечение безопасности, учебный процесс, медицинское обеспечение и многое другое. Наличие федерации важно, но не необходимо. Можно расти и совершенствоваться самостоятельно. Конечно, с ней будет удобнее работать, появится возможность проводить сборы у себя дома. Федерация также будет полезна для организации отдыха и воспитания детей. Ведь альпинизм дает не только физические навыки и умения. В первую очередь, это помогает в психологическом плане, сильно встряхивает даже взрослого человека. На высоте начинаешь смотреть на вещи по-другому, ценить абсолютно другие вещи, которые здесь, на земле, не замечаешь. Это очень мощный воспитательный фактор. Опять-таки умение выживать в горах, в дикой природе всегда может пригодиться. Например, взять детей из северных улусов, у которых нет возможности выехать куда-то на лето. Проще организовать детский лагерь с обучением базовых навыков альпинизма и скалолазания. Для этого нужны хорошие инструкторы, несколько человек спасателей, связь и медик. Почему бы и нет? Люди живут там, это их земля. И они должны уметь жить не только у себя в долине, но и в горах. Они должны понимать, что там, на высоте, жизнь тоже есть. Многие из тех, кто приходил в подростковом возрасте к нам на скалодром выросли, и работают в спасательных службах, как в республике, так и в других регионах. Я считаю, что умение жить и выживать в горах необходимо и востребовано.

Альпинисты Якутии, Фото с места события из других источников. Фото: Автор фото: Олег Бойко
- Насколько дорого обходится занятие альпинизмом?
- Все зависит от амбиций. Если человек ходит высоту, то это стоит недешево. Пара хорошей высотной обуви стоит около 1000 долларов США. А нужна полная экипировка - одежда, оборудование, палатки, спальники, связь, навигация и много всего. Если же вы собираетесь ходить на уровне II-III разряда в Алтае, Саянах, Тянь-Шане это весьма доступно. О некотором снаряжении можно договориться с друзьями и одолжить у них.
- Есть ли среди якутских спортсменов люди, которые занимаются промышленным альпинизмом?
- Есть, но мало. Недавно проходили курсы, по прохождению которых ребята получили сертификаты. Промышленный альпинизм — это довольно сложный процесс. Для того, чтобы допустить человека к работе, необходимы документальные подтверждения, технические допуски и т.д. У нас не так много объемов, чтобы собирать все эти документы. Помыть окна или заделать щели – это мелкая разовая работа. Единственные большие объемы были при строительстве наших спортивных комплексов – там ребята работали по полтора-два месяца. У меня есть знакомые в Томске, Красноярске, которые работают на обслуживании атомных станций, на нефтяных вышках в Тюмени. Они собираются группами по восемь человек и работают все лето на этих объектах – диагностика, покраска, ремонт. А зимой ездят в горы.
- Сейчас уже конец лета, когда заканчивается альпинистский сезон?
- Сейчас двое наших ребят уехали с красноярской федерацией на Хан-Тенгри (7010 метров, Тянь-Шань, Киргизия). В 20-ых числах августа планируем съездить на Еланку, присмотреть новые массивы, оценить и попробовать сделать что-то новое. Осенью планируем съездить на Кисилях в Усть-Неру. Как раз там не будет туристов и можно будет спокойно присмотреть район для будущих восхождений. Из личных планов – хочу снова попробовать себя в высоте. Ощущения, которые там возникают, сложно передать человеку, который там ни разу не был. Там совершенно по-другому начинаешь все воспринимать. И то, что происходило внизу, и то, что происходит наверху, это совершенно разные жизни. И та, другая, она тебя затягивает, скручивает и не отпускает. Я не знаю, какая это будет вершина. Может, это будет Хан-Тенгри, может пик Ленина (7134 метров, Памир, Таждикистан). Вариантов много, выберу что-нибудь не сложное. Скорее всего Тянь-Шань или Памир. Хочется пойти в хорошей компании на длинные маршруты, траверс нескольких вершин. Устраивать остановки на перевалах и, сидя под вершиной, смотреть на рассвет или закат. Потому что, это зрелище абсолютно фантастичное. Когда мы были на Музтаг-Ата, который выделяется среди всего района, на высоте7000 м, и наблюдали закат, который был ниже нас на три километра. То есть это такие картины, которые невозможно описать словами, это нужно видеть. Также хочется пройти ледовые маршруты, где по-хорошему щекочет нервы. В Киргизии и на Алтае таких вершин много.

Альпинисты Якутии, Фото с места события из других источников. Фото: Автор фото: Олег Бойко
Международный день альпинизма или день альпиниста отмечается с 8 августа 1786 г.Врач Мишель-Габриэль Паккард и проводник Жак Бальма совершили первый подъем на вершину Монблан, самой высокой точки Альп. Высота – 4810 метров над уровнем моря.
Справка: БОЙКО Олег Александрович, 4 августа 1964 г.р., родился в г. Николаев, Украина, образование высшее, II спортивный разряд по альпинизму, II спортивный разряд по скалолазанию.