В республике за пять месяцев амнистированы 175 человек. Трое осужденных под домашний арест, на которых были одеты браслеты, взломали их. Стоимость одного оборудования порядка 100 тысяч рублей. О проблемах и новшествах в уголовно-исполнительной системе корр ИА YakutiaMedia накануне профессионального праздника рассказала начальник уголовно-исполнительной инспекции по Якутии Татьяна Протодьяконова.
- Татьяна Николаевна, расскажите, как прошла амнистия в республике?
- По амнистии мы начали работать с 1 января 2014, она объявлена в связи с 20-летием конституции России. Коснулась наименее социально защищенных осужденных: несовершеннолетних, женщин с детьми, беременных, людей пенсионного возраста, инвалидов 1 и 2 группы, людей, принимавших участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. По Якутии под амнистию подпадали 211 осужденных. Но некоторые от нее отказывались. Это те люди у которых заканчивался срок наказания. Многие подстраховались, ведь амнистией можно воспользоваться лишь один раз в жизни. Поэтому некоторые, последовали пословице "от сумы и тюрьмы не зарекайся".
- Если говорить в процентном соотношении, кто попал под амнистию?
- В основном, женщины с детьми и инвалиды, а также примерно 25% мужчины, осужденные за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью. Большинство из них были осуждены к ограничению свободы. А это значит им запрещено выезжать за пределы района места проживания и уходить из дома. Среди данной категории имелись люди, которые были единственными кормильцами в семье. Один из попавших под амнистию был Николай. До осуждения работал в предприятии, где занимался перевозкой товара в отдаленные населенные пункты. Считался хорошим работником. Однажды, возвращаясь домой ночью с очередной командировки, он не заметил мотоциклиста. В результате аварии мотоциклист сломал руку, а Николая осудили к ограничению свободы, и он вынужден был уйти с работы. Благодаря амнистии он освободился от наказания.

Профилактическая беседа с бывшим подопечным, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia
- Много ли человек отбывают наказание в уголовно-исполнительной инспекции?
- За год проходят около 10 тысяч осужденных. Порядка 600 – несовершеннолетние. Сейчас наметилась тенденция роста числа преступлений среди молодых людей до 30 лет. В прошлом году по учетам прошло около пяти тысяч человек. В основном попадают по кражам и грабежам. Из них 435 не имеют специального образования. Как показывает практика, все преступления происходят в результате распития алкоголя. За примером далеко ходить не надо, вот только что вышел из кабинета парень, ему исполнилось 18 лет, а у нас на учете он состоит с 16 лет. Два года назад он гулял вместе с друзьями, выпили, подрались, и он превысил самооборону. В результате оказался у нас. Сейчас его срок закончился, он снят с учета. За эти два года он уже женился, ждет ребенка, хочет пойти в армию. Говорит, что все беды случились от алкоголя и возвращаться к нам не хочет.
- Татьяна Николаевна, расскажите об электронных браслетах, как они внедряются в республике?
- В 2012 году в Якутии появилось оборудование СЭМПЛ или, как в народе их называют электронные браслеты. Сейчас 31 осужденный ходит с ними по республике. Конечно же есть противопоказания к применению электронных браслетов по медицинским показаниям. Например, людям с кардиостимулятором он противопоказан. А вообще электронный браслет применяется в отношении лиц, которые находятся в статусе обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста, а также осужденных к ограничению свободы. За все время использования браслетов произошло три случая порчи оборудования. В двух случаях эти осужденные были возвращены в места лишения свободы, в отношении одного направлен материал в суд на возмещение ущерба – это порядка 100 тысяч рублей.

Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (электронный браслет), Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia
- Почему электронные браслеты широко не применяются в Якутии?
- Это связано с тем, что зона покрытия сотовой связи на территории республики плохая, неустойчивая. Существуют два вида устройства: стационарный и мобильный. Само по себе оборудование очень чувствительное, то которое устанавливается в квартире где проживает наш подопечный, должно располагаться в месте где ровная поверхность, и чтобы дети не смогли дотянуться. Потому что любое постороннее движение подает тревожный сигнал на пульт.
- Татьяна Николаевна, сколько человек находится в вашем подчинении?
- Штатная численность нашей инспекции составляет 86 человек - это 38 филиалов, расположенных во всех районах республики. В этом году УИИ исполняется 95 лет, наша служба развивается, вводятся новые виды наказаний, много новшеств появилось. Но наша главная задача остается неизменной: исполнение наказаний без лишения свободы.
- Какие изменения произошли за последние годы в УИИ в сфере профилактики?
- Самое последнее это то, что согласно новой редакции ФЗ "Об основных системах профилактики безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних" мы стали органами в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и наркомании.
Также с 2012 года на нас возложен контроль за подозреваемыми и обвиняемыми в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста и контроль за поведением и прохождением курса лечения осужденными с отсрочкой отбывания наказания, признанными больными наркоманией. Мы помогаем нашим подопечным трудоустроиться, восстановить утраченные документы, а также получить первоначальные профессиональные навыки. Стараемся направить на путь исправления, чтобы они больше не возвращались к нам.
Справка: ПРОТОДЬЯКОНОВА Татьяна Николаевна родилась 4 сентября 1962 г. в с. Качикатцы Хангаласского района. Образование высшее. С 2005 года начальник УИИ УФСИН России по РС (Я). В 1999 году заместитель начальника уголовно-исполнительной инспекции. С 1994 года работает в правоохранительных органах.