YakutiaMedia, 8 декабря. Продовольствие в арктические и труднодоступные населенные пункты Якутии может завезти не только авиация, но и вездеходы — из-за острой нехватки средств у оператора завоза, АО "Арктическая торгово-логистическая компания" (АТЛК). Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Михаил Погодаев рассказал корреспонденту YakutiaMedia о планах по завозу продовольствия.
С 2021 года в Якутии начался проект по строительству в Арктике торгово-логистических центров, предназначенных для завоза и хранения продовольственных товаров. Из федерального бюджета удалось привлечь более миллиарда рублей. До конца этого года ТЛЦ должны открыть в селе Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского района, селе Оленёк Оленёкского района и посёлке Чокурдах Аллаиховского района. Таким образом, сетью ТЛЦ будут охвачены все 13 арктических районов республики.
Оператором круглогодичного завоза социально значимых продовольственных в арктические и труднодоступные населенные пункты Якутии (всего 237 населенных пункта) является АО "Арктическая торгово-логистическая компания" (ранее АО "Якутопторг").
Не секрет, что на сегодня огромные овощехранилища, склады, холодильные камеры и магазины в Арктике, практически, пустуют. Привычных "зеленых рейсов" из Якутска в районы не было выполнено. Главная причина — отсутствие финансирования у АО "Арктическая торгово-логистическая компания". Имеется задолженность перед поставщиками.
В конце ноября на полях шестого Северного форума (18+) в Якутске мы поинтересовались у замминистра по развитию Арктики и делам народов Севера по поводу сложившейся ситуации.
— Завезут ли продовольствие зимой?
— Мы ожидаем бюджетный кредит в размере 250 миллионов рублей. Поставщики продуктов работают по 100%-ой оплате. Еще не все долги у нас закрыты… Надеемся, что завоз грузов будет осуществлен авиацией. Мы также сейчас в поисках альтернативных схем завоза. Обсудили на форуме использование других видов транспорта. Авиацией доставлять все-таки очень дорого и это отражается на объеме завоза. Конечно, мы и автомашинами будем завозить… Я имею ввиду, что в труднодоступные населенные пункты мы рассматриваем и другие схемы завоза. Например, вездеходной техникой. На вертолет берут 2,2 тонны груза, а вездеход может 4 тонны доставлять. Это в два раза больше, чем на вертолете. А цена доставки гораздо ниже. На лицо более эффективное использование средств, экономия и увеличение объемов завоза, — отметил Погодаев.
По его словам, торгово-логистические центры состоят на балансе АТЛК. Из этого следует, что за свет, тепло и воду в них расходы должна нести компания. "Но они не все пустые. Там есть определенные сложности с наличием продуктов. Но, тем не менее, наша задача была создать современные пункты хранения, склады. С советских времен этого не создавалось ничего", — добавил он.
Также мы попросили прокомментировать вопрос главу комитета Ил Тумэн по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, народного депутата Елену Голомареву.
Она, в свою очередь, подчеркнула значимость вопроса по обеспечению продовольственной безопасности арктической зоны республики.
— Правительство республики с 2025 года предусматривает финансовые средства на транспортные расходы, чтобы регулировать цены на продукты питания первой необходимости. И если на 2026 год предусмотренные средства (бюджетного кредита — 100 млн рублей, субсидия на возмещение транспортных расходов — свыше 370 млн.рублей. Это почти половина необходимой суммы) выделят в первом квартале, это было бы настоящим государственным подспорьем. У АТЛК — решение жизненноважных вопросов, они должны финансироваться в первую очередь, — сказала парламентарий.