YakutiaMedia, 3 декабря. Житель Мегино-Кангаласского района взял кредит на сумму околок 6,8 млн рублей на покупку авто, заплатив страховой премии 947,7 тысяч рублей. Досрочно погасив долг в марте 2023 года, он потребовал вернуть часть премии, но получил отказ. Об этом сообщает пресс-служба Верховного суда Республики Саха (Якутия).
Житель Мегино-Кангаласского района в декабре 2020 года заключил с банком кредитный договор на 6 797 700 рублей сроком на 5 лет под 13,8% годовых для покупки автотранспорта. При кредитовании был заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней, мужчина произвел оплату страховой премии в размере 947,7 тысяч рублей.
В октябре 2021 года в отношении заемщика возбуждено исполнительное производство о взыскании задолженности по кредитному договору. После банк подал иск в суд о взыскании процентов и неустойки, было открыто исполнительное производство, в ходе которого арестован автотранспорт. По решению суда истец погасил задолженность в марте 2023 года, после чего обратился в страховую организацию с заявлением о возврате части страховой премии в связи с прекращением действия кредитного договора, однако получил отказ. После этого он обратился в суд с иском к страховой компании о взыскании процентов за неправомерное удержание денежных средств и компенсации морального вреда.
Представитель ответчика в возражениях на исковое заявление указал, что иск не признает, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Он сослался на указание ЦБ РФ №4500-У от 21 августа 2017 года, устанавливающее "период охлаждения" — 14-дневный срок, в течение которого страхователь мог отказаться от страхового договора и, если в этот период не возникло страховых случаев, получить обратно часть или, при соблюдении условий, всю страховую премию.
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) установил, что договор страхования был оформлен на период действия кредитного договора. Следовательно, ввиду досрочного его погашения и, как следствие, прекращения кредитных обязательств, договор страхования утратил силу, что дает истцу право на возврат части страховой премии, уплаченной при заключении договора. При этом страховщик имеет право на часть страховой премии, пропорционально времени, в течение которого действовал договор страхования. Суд также отметил, что ответчик отказал в возврате страховой премии в марте 2023 года, тем самым не выполнил условия договора страхования.
Суд первой инстанции частично удовлетворил иск и взыскал со страховой компании часть страховой премии с марта 2023 года по декабрь 2025 года в размере 511 044 рублей, проценты за неправомерное удержание суммы долга — 96 774 рублей, компенсацию морального вреда — 10 тысяч, штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных исковых требований в размере 308,9 тысяч рублей а всего 926,7 тысяч рублей. Также с ответчика взыскана государственная пошлина в размере 9578 рублей.
Представитель страховой компании обжаловал решение в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе, поданной в Верховный суд Республики Саха (Якутия), он утверждал, что оснований для взыскания денежных средств не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам не нашла оснований для отмены решения. Суд согласился с выводами первой инстанции, оставив его без изменения. Решение вступило в законную силу.