Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в целом по стране, многомиллиардная стройка в якутском поселке Жатай подходит к середине работ. Завершение первой очереди строительства Жатайской судоверфи составила 90%. Второй этап строительства пока на стадии проектирования. Более подробно в материале ИА YakutiaMedia.
Во вторую очередь здесь необходимо построить набережную, котельную, покрасочный цех, электроцех и так далее. Но с финансированием пока нет определенности.
"Стоимость такая же. Вторая очередь, скорее всего, без федеральной поддержки не будет возможна...", — рассказал журналистам директор АО "Жатайская судоверфь" Влад Пермяков.

Жатайская судоверфь сегодня: как идут дела на масштабной стройке Якутии?. Фото: YakutiaMedia
По данным региональных властей, общая сумма вложений в проект составит более 8 миллиардов рублей, в том числе средств федерального и республиканского бюджетов, средств АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", а также кредитных средств. Между тем, в марте 2024 года акции судоверфи были переданы в собственность Якутии, соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.
Сегодняшние цифры по освоению: федеральное финансирование — 4 106,2 млн рублей, Якутия финансирует проект в сумме 750 млн рублей, а также привлекает внебюджетные средства — 894,5 млн рублей.
По проекту реконструкция Жатайской судоверфи позволит Якутии ежегодно строить до 10 речных судов и утилизировать не менее двух списанных судов. С учетом производственной мощности судоверфи до 2036 года ожидается выпуск 130 единиц речных судов.

Жатайская судоверфь сегодня: как идут дела на масштабной стройке Якутии?. Фото: YakutiaMedia
Следует отметить, что сегодня наряду со строительством площадей, в судоверфи уже запускается производство. В апреле в судоверфи заработал цех корпусных производств. Как тогда отметил глава Якутии Айсен Николаев, первым судном, которое будет заложено на верфи, станет несамоходная трюмная баржа класса "река-море" для ПАО "ЛОРП". Также в 2025 году здесь начнут строить первый паром и разборный мост.
Полная сдача цехов, по словам Пермякова, ожидается к октябрю этого года. По заказу ЛОРПа будут строиться сухогрузы, наливники, возможно, маломерные суда. С развитием туризма, будут инвесторы, и тогда можно начать строить пассажирские суда, говорит руководитель.

Жатайская судоверфь сегодня: как идут дела на масштабной стройке Якутии?. Фото: YakutiaMedia
"Листовой металл (8*2 или 6*1,5) привозим железной дорогой. И здесь варим корпуса. Потом начинка тоже будет. Оборудование подходящее имеется. Здесь и резка, обработка металла, сварочные работы — в цеховой части происходят", — поделился он.
Во время пресс-тура на объект корреспондент YakutiaMedia обратил внимание на китайских поставщиков оборудования и персонал верфи, которых обучали работе на новом прессе для металлов. На вопрос про импортозамещение Пермяков заверил, вопрос с поставками запчастей для ранее приобретенного западного оборудования и закупом необходимого для работы оборудования от других поставщиков решен.
Напомним, строительство Жатайской судоверфи в Якутии началось в 2019 году. Верфь возведена на месте прежнего судостроительного завода 1943 года постройки.