В современном мире сложно представить крупную компанию, не имеющую собственной цифровой инфраструктуры. И если представители госсектора сегодня обязаны переходить на отечественное ПО, то частные предприятия все чаще делают подобный выбор по собственному желанию. Какие плюсы несет в себе полностью российская цифровая экосистема крупной компании? Как осуществляется этот переход? Обо всем этом ИА PrimaMedia рассказывает вместе с руководителем по развитию партнерского бизнеса на Дальнем Востоке "Группы Астра" Константином Кузнецовым и начальником управления информационных технологий ПАО "Селигдар" Тимуром Щербинко.
Зачем крупным игрокам частного бизнеса нужно импортозамещение?
Казалось бы, российский полиметаллический холдинг "Селигдар", как частное предприятие, не должен осуществлять замену иностранных цифровых продуктов. Однако предприятие решилось на этот шаг, здраво оценив все вызовы, которые стоят перед ним на текущий момент.
"Потребность в переходе на отечественные ИТ-продукты возникла у нас в связи с внешними обстоятельствами. На сегодняшний день решения регуляторов или иных органов не обязывают нас это делать, но, тем не менее, мы активно на всех уровнях прорабатываем процесс импортозамещения цифровых продуктов", — поделился Тимур Щербинко.
В "Группе Астра", в свою очередь, уверены, что миграция на отечественные цифровые экосистемы — это верное решение для российского бизнеса, рассчитывающего на операционную эффективность и технологическую независимость от западного софта, плодотворную работу в будущем.
"Это будет очень показательный проект для всего Дальнего Востока: как очень крупный полиметаллический холдинг "Селигдар" пройдет этот путь. Я уверен, что в итоге многие сами примут решение заменить инфраструктуру на отечественную и будут брать за основу этот трафарет", — считает Константин Кузнецов.
Константин Кузнецов, руководитель по развитию партнерского бизнеса на ДВ "Группы Астра". Предоставлено компанией "Группа Астра"
Как осуществлялся выбор компании-партнера?
Между задумкой о замене иностранной цифровой экосистемы на отечественную и реализацией этой идеи лежит большая и кропотливая работа. Компании нужно определиться, в каком направлении строить новую экосистему, какие решения будут составлять ее основную часть, какое оборудование и прикладное программное обеспечение, используемое на предприятии, будет совместимо с новыми ИТ-решениями. Понимая, насколько сложная задача предстоит впереди, холдинг "Селигдар" внимательно изучил рынок отечественных цифровых продуктов.
"Определяясь с выбором, мы, в первую очередь, смотрели не на компании, а на то, какие вообще решения есть на рынке. Мы исходили из принципа неподсанкционности, отсутствия риска ухода с рынка, наличия функциональности и, соответственно, опыта в осуществлении перехода на импортозамещенную цифровую инфраструктуру в других крупных компаниях", — говорит Тимур Щербинко.
Тимур Щербинко, начальник управления информационных технологий ПАО "Селигдар". Предоставлено ПАО "Селигдар"
Почему "Группа Астра"?
Так, после рассмотрения достаточно большого количества продуктов, в ПАО "Селигдар" решили остановиться на "Группе Астра" как компании, отвечающей всем ключевым требованиям, имеющей достаточный опыт на рынке и представляющей не отдельные разработки, а целую экосистему.
"Решения "Группы Астра" оптимально подходят на сегодняшний день для использования в корпорациях. И это не один продукт, это целая экосистема взаимосвязанных решений и сервисов, которую "Астра" помогает разворачивать, эксплуатировать и поддерживать в корпоративной среде", — отмечает Тимур Щербинко.
У "Группы Астра" действительно накоплен немалый опыт по качественному импортозамещению IТ-технологий в крупных российских компаниях. Полностью перевел свою инфраструктуру на российский софтверный стек от вендора производственный комплекс "ВИЛО РУС". Компании "Европлан" и АГРОЭКО внедрили у себя ПО корпоративной мобильности WorksPad (12+), разработчиком которого является компания "РуПост" (входит в "Группу Астра"), а мировой лидер по добыче алмазов АЛРОСА планирует переход на это решение для создания мобильных рабочих мест для своих сотрудников. Нефтесервисный холдинг "ТАГРАС" использует ОС Astra Linux (12+) и почтовый сервис RuPost (12+). Сбер переходит на отечественную платформу виртуализации рабочих мест — инновационное решение Termidesk (12+) от компании "УВЕОН — облачные технологии" (входит в "Группу Астра"). А ВТБ внедряет отечественную операционную систему Astra Linux и уже перешел на систему резервного копирования RuBackup (12+). И многие другие примеры перехода компаний из различных сфер на отечественные продукты. Этот опыт значительно облегчает последующую работу разработчика с новыми организациями и позволяет снизить количество возникающих трудностей при масштабной миграции.
"Группа Астра" накопила большой опыт по качественному импортозамещению IТ-технологий. Предоставлено компанией "Группа Астра"
Еще одним важным критерием выбора для "Селигдара" стало наличие своевременной технической поддержки со стороны ИТ-партнера, а также возможность предварительного обучения сотрудников работе с новым ПО. Поддержка местных специалистов и последующее сопровождение со стороны разработчика — это то, что позволяет сделать миграцию максимально безболезненной.
"Немаловажный момент импортозамещения цифровых продуктов — необходимость передачи пользовательского опыта. Мы часто замечаем, что, если обучение работе с новым ПО не учитывается в той или иной организации, которая переходит на отечественное программное обеспечение, сотрудникам оказывается сложно взаимодействовать с этим ПО, что, в свою очередь, тормозит бизнес-процессы", — добавляет Константин Кузнецов.
Что планируется изменить в цифровой экосистеме холдинга?
В ПАО "Селигдар" запланирована полная замена всей цифровой экосистемы: это и пользовательские рабочие места, и специализированные рабочие места, и состав специализированных программно-аппаратных комплексов, и серверное программное обеспечение, и платформы виртуализации, и различные прикладные сервисы, такие как почтовые сервисы, службы управления каталогами и другие.
"Мы рассматриваем все в комплексе. На текущий момент каких-то аналогов, полностью повторяющих функционал продукции компании Microsoft, пока еще нет, но экосистема, которую разрабатывает "Группа Астра", наиболее приближена к тем требованиям, которые мы предъявляем", — говорит Тимур Щербинко.
Полиметаллический холдинг "Селигдар". Предоставлено ПАО "Селигдар"
В чем сложность миграции на другую цифровую экосистему?
Полноценное импортозамещение цифровых продуктов внутри холдинга — задача непростая. Помимо того, что это в целом невероятно масштабная процедура, сложность здесь связана с различием функциональности иностранных и отечественных решений. Так, например, продукты компании Microsoft работают на системе Windows (12+), а продукты "Группы Астра" — на Linux (12+). Они отличаются по своей структуре, интерфейсу и принципам организации работы.
Также немаловажный вопрос — совместимость прикладных программных продуктов и непосредственно оборудования с новыми системами. В этой части "Группа Астра" ведет индивидуальную работу с каждым клиентом, подбирая тот набор цифровых решений, которые закроют все потребности конкретной компании.
"Каждая цифровая инфраструктура абсолютно индивидуальна, поэтому относиться к миграции нужно очень серьезно, чтобы обновленный ИТ-ландшафт слаженно работал дальше, несмотря на эти трудные процессы. Каждый переход — это большой вызов", — отмечает Константин Кузнецов.
"Группа Астра" накопила большой опыт по качественному импортозамещению IТ-технологий. Предоставлено компанией "Группа Астра"
Серьезно усложняет миграцию на отечественную цифровую инфраструктуру и то, что переход необходимо осуществить без приостановки бизнес-процессов.
"Прежде чем приступать к подобным сложным вещам, нужно не забывать о том, что предприятие всегда должно оставаться в рабочем состоянии. Это обязательное условие миграции с одной экосистемы на другую. У нас нет возможности остановить производство, а через две-три недели вернуться на уже переустановленную систему. Миграция — это очень кропотливая и сложная процедура, сравнимая с пересадкой сердца", — говорит Тимур Щербинко.
На каком этапе находится миграция и как она будет проходить?
Ввиду того, что миграция — крайне непростой и ответственный процесс, к нему, как и к серьезной операции, ведется тщательная предварительная подготовка. Весь текущий 2024 год "Группа Астра" занималась разработкой дорожной карты, с которой им вместе с ПАО "Селигдар" предстоит работать в 2025 году.
"Здесь, конечно, мы привлекаем весь наш опыт в части не только разработки программного обеспечения, но и его внедрения в уже существующие цифровые экосистемы компаний. У нас есть такие подразделения, занимающиеся непосредственно аналитикой и аудитом текущих ИТ-систем, как, например, "Астра Консалтинг", которые, уверен, будут подключены к этому большому проекту", — говорит Константин Кузнецов.
В настоящее время проект находится на стадии проработки архитектуры в целом, выбора решений для серверных компонентов и пользовательских рабочих станций. Ведется проверка совместимости прикладных систем, которые эксплуатируются в холдинге, с продукцией "Группы Астра".
"В ближайших планах — в первом квартале следующего года провести пилот по развертыванию сегмента пользовательских рабочих станций на типовых категориях пользователей. Цель пилота — убедиться в совместимости прикладного ПО "Селегдара" и операционной системы Astra Linux", — поделился Тимур Щербинко.
В случае миграции на отечественную цифровую экосистему, как и при хирургической операции, важна слаженная работа всех участников процесса. Переход на российский софт планируется осуществлять в тесном взаимодействии между сотрудниками "Группы Астра" и "Селигдар".
"Безусловно, большая часть работы будет проводиться коллегами "Селигдара", но и мы будем помогать. Здесь идет некая синхронность действий. Мы — разработчики программного обеспечения, и, естественно, в наших интересах активно участвовать в построении инфраструктуры в таких крупных организациях", — говорит Константин Кузнецов.
В случае, если не возникнет никаких форс-мажорных обстоятельств, за 2025 год ПАО "Селигдар" и "Группа Астра" планируют полностью подготовить план перехода, согласовать его и утвердить, а также определить бюджетные параметры по данному проекту. Полноценная реализация его намечена на 2026 год.
"Хотелось бы поблагодарить компанию "Группа Астра" за предоставленную методологическую помощь, за оперативное решение всех вопросов, которые у нас возникают на данном этапе", — подытожил Тимур Щербинко.
Справка. "Группа Астра" — один из лидеров российского рынка информационных технологий в области разработки программного обеспечения и средств защиты информации. Вендор создает системное и прикладное ПО, а также сервисы, которые удовлетворяют различные потребности заказчиков при создании и проектировании ИТ-инфраструктур. Программные продукты "Группы Астра" используются во всех отраслях экономики: в ведущих энергетических и нефтегазовых компаниях, в организациях финансового сектора, а также в госкомпаниях и госкорпорациях, в медицине и образовании.
Полиметаллический холдинг "Селигдар" входит в первую десятку российских золотодобывающих компаний и является крупнейшим производителем рудного олова в России с опытом работы в отрасли около 50 лет. Основными добываемыми металлами являются золото и олово. За 2023 год добыча золота составила 8,27 тонн, олова в концентрате — 3 тыс. тонн. Активы Холдинга "Селигдар" расположены в семи регионах РФ: Республика Саха (Якутия), Оренбургская область, Алтайский край, Республика Бурятия, Хабаровский край, Чукотка, Иркутская область.
Реклама: Рекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью "РусБИТех-Астра", ИНН: 7726388700.