По мнению директора средней общеобразовательной школы №9 им. М.И. Кершенгольца города Якутска Нины Петровны Черных, современные дети интересные, яркие, умеют слушать и слышать. Трудовой стаж нашего собеседника составляет 42 года, она Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия), "Отличник образования Республики Саха (Якутия)", обладатель нагрудного знака "Учитель учителей Республики Саха (Якутия)". Накануне Дня учителя Нина Петровна рассказала о своем трудовом пути, опыте работы, методике преподавания журналисту ИА YakutiaMedia — более подробно в нашем материале.
С детства мечтала стать учителем
— Нина Петровна, расскажите, почему вы решили стать учителем?
— Решение было принято давно. Еще в детстве я любила играть в учительницу, а само желание укрепилось в десятом классе, наверное, этому поспособствовали мои учителя в школе №9: Константин Евгеньевич Корякин, Юрий Сергеевич Пономарев, учитель литературы Галина Ивановна Авдеева. Считаю, что ее уроки сыграли огромную роль в том, почему я сама стала учителем русского языка и литературы.
— Как и где начинали свой трудовой путь?
— После университета пришла работать в школу №16, но после трех лет работы, первой аттестации в качестве поощрения мне предложили стать организатором внеклассной и внешкольной работы. Тогда мне дали выбрать между школами №10 и №15, но я выбрала последнюю, и работала там организатором внешкольной работы, сейчас это называется заместитель директора по воспитательной работе и социализации детей.
— Ваш трудовой стаж сколько лет, из них сколько лет вы являетесь директором?
— Мой трудовой стаж 42 года, из них директором — 24 года, директором девятой школы являюсь с 1999 года. До этого занимала должность замдиректора в школах №16 и 15 — ровно 14 лет.
Директор школы № 9 Нина Петровна Черных. Фото: Из личного архива
У меня есть желание сделать свою школу лучше
— Какие факторы и методы позволили вам достичь успехов в сфере образования?
— Я просто люблю свое дело, вот что помогло мне так долго проработать учителем, а затем и администратором. У меня есть желание сделать свою школу лучше и конечно же, самое главное — это любовь к детям и профессии.
— В чем заключается ваш подход к обучению русскому языку и литературе?
— Я считаю, что должен быть сугубо личный подход, особенно если дело касается литературы, потому что уроки литературы — это уроки нравственности, поэтому мы не имеем права давить авторитетом, навязывать мнение. Нужно индивидуальное прочтение произведений, ведь в спорах рождается истина. Почему так? У нас с учениками разное образование, возраст, опыт, все это готовое поле для споров и мыслей. Я думаю, мои ученики еще не раз в своей жизни повторно обратятся к тем текстам, которые мы изучали в школе.
— Какие вызовы и преимущества вы бы выделили в работе педагога?
— Главное преимущество в том, что мы продолжаемся в своих ученика. У меня есть выпускники, которые сейчас работают учителями русского языка и литературы.
— Какие методы вы используете, чтобы вдохновить и мотивировать своих учеников?
— На моих уроках литературы всегда во главу угла ставила проблематику в произведении, затем я выслушивала мнения, аргументы своих учеников, таким образом происходил диалог. Самое главное, при таком подходе я сразу видела кто как прочитал произведение.
— На ваш взгляд, современные ученики интересуются литературой?
— Скажу только за своих учеников, те выпускники, которые прошли через меня, состоялись как читатели. Я поддерживаю связь с ними и могу уверенно сказать, что все мои ученики любили и любят читать. Современные же дети — совершенно иное поколение, здесь уже трудно говорить,так как от проведения уроков я отошла.
— Какие моменты и события в вашей педагогической карьере были для вас наиболее значимыми? Например, у вас выпустилась ученица стобальница по литературе.
— Действительно, Евгения Чигина еще и являлась победительницей всероссийской олимпиады по литературе в течении трех лет. Учила ее с 5 по 11классы, и это действительно результат моей работы, как педагога. Она поступила на режиссёрский факультет СПБГУ. Конечно, я очень рада за нее. Как директор, испытываю воодушевление, когда ко мне приходят учителя с высокими результатами, с детьми, проявившими себя на олимпиадах, конференциях... Просто приятно за учителей, когда дети возвращаются к ним с благодарностями. Особенно радуюсь, когда выпускники возвращаются к нам в школу уже в качестве педагогов. Это действительно наше продолжение, уже в молодых учителях.
Возращение к единому образовательному пространству — это хорошо
— Основываясь на вашем опыте как директора, какие аспекты руководства школой считаете наиболее важными?
— Первая моя установка была — создание материально технической базы, создать условия комфортности в школе. Второй момент — создание коллектива единомышленников — педагогического, административного. Только тогда можно изменить школу к лучшему.
— Проводили ли вы педагогические исследования? Каких темах они были?
— Сибирское отделение Российской Академии Наук (СО РАН) проводило в нашей школе исследование на тему, комфортно ли детям в нашей школе. Сейчас у нас на руках есть документ, подтверждающий комфортабельность нашей школы. Вообще уделяем больше внимание здоровью учащихся. Изучали вместе с университетом вопрос о здоровье учеников, также поднимали тему о питании. Здание нашей школы стоит с 1949-го года, поэтому пришлось пройти через процесс трансформации буфета в столовую, заготовочный цех и пред тем, как это сделать я изучала этот вопрос. До сих пор вместе с фтизиатрией занимаемся изучением профилактики заболеваний органов дыхания, потому что были моменты, когда родители отказывались ставить ребенку прививки/манту изучение идет, чтобы уверить родителей в безопасности процедуры. Был у нас опросник по буллингу в школе, занимались проблемой выгорания учителей на работе, за эти годы мы изучили и продолжаем изучать очень большое количество вопросов.
— Какие педагогические методы и подходы вы считаете наиболее важными в современном образовании?
— Я считаю очень хорошим возращение к единому образовательному пространству, здорово, что у нас единые учебники, планы. Юнармия, и программа для 6-11 классов "Профминимум" хорошим дополнением к системе. Думаю, появление Юнармии и мероприятий по поднятию государственных флагов очень важными, ведь патриотическое воспитание — это воспитание нравственное. Хочу добавить, что действительно, сейчас молодёжь совсем другая есть положительные так и отрицательные моменты, если раньше мы с ребятами сидели, говорили и обсуждали, то сейчас они воспринимают мир с помощью коротких, ярких образов, обладают "клиповым мышлением". Положительное в этом тоже есть, ведь они могут быстро принимать решения и думать.
— Современные школьники — ... Как бы вы их описали в нескольких словах?
— Как я уже упоминала — это "клиповые дети", но они по-своему интересные, яркие. Мне в них нравится то, что они умеют слушать и слышать, дано им это. Все они разные, под одну гребенку их нельзя грести.
— Поздравляем вас и ваш коллектив с профессиональным праздником! Успехов и удачи во всех начинаниях! Спасибо за интересную беседу.