Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

осталось 44 дня

В Якутске проходит выставка-ярмарка одежды и украшений к празднику Ысыах

Фоторепортажи

В Якутске проходит выставка-ярмарка одежды и украшений к празднику Ысыах

В торговых рядах "Кружало" идет выставка-ярмарка. Традиционно она является подготовкой к долгожданному летнему празднику Ысыах и ориентирована на продажи как готовых платьев, так и отдельных элементов, тканей, фурнитуры, аксессуаров и различных принадлежностей. Более подробно в фоторепортаже  ИА YakutiaMedia. 

Покупателей достаточно много, ассортимент богатый, можно присмотреть наряд на Ысыах. Невероятные украшения ручной работы из серебра, камней, бусин от ведущих искусных мастеров республики можно приобрести из первых рук. Многие из них реализуют свою продукцию сами. Очень интересно послушать об истории создания украшения, платья, картины, шляпы и т.д. Например, изделия из конского волоса достаточно дорого стоят, но как говорят мастера, это связано с тем, что произошло удорожание материала. Раньше не так много людей занимались его обработкой и конский волос порой просто выбрасывался. 

А еще здесь есть мед, который придется по вкусу каждому. Его здесь огромное количество. О каждом виде поведуют внимательные продавцы. 

Нам понравились свечи ручной работы, блокноты и шкатулочки. Вы еще успеете приобрести для себя кусочек красоты, ведь выставка-ярмарка будет идти до 19 ч. 

Добавим, для Якутии главным праздником был и остается Ысыах. В июне вся республика отмечает этот светлый праздник и радуется наступлению лета. 

В советский период на праздник женщины стали носить "халадай" и "хассыат" — костюм, выполненный из шелка, тафты или муара, мужчины — летний "оноолоох сон" из дабы. Как вид одежды, "хассыат, халадай" сформировался еще до революции, в конце XIX века. Развитие данного вида одежды было обусловлено, прежде всего, широким распространением мануфактурных тканей, их доступностью для всех слоев населения Якутии и под влиянием русской городской одежды.  В настоящее время этот вид остается основным видом одежды, носимой женщинами на общенациональном празднике Ысыах.

Головное украшение — бастынга — это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески. Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынга — одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние. Впрочем, сегодня это не принципиально — во время национального праздника Ысыах бастынга надевают как совсем юные девушки, так и пожилые женщины.

Большое украшение — шейно-нагрудный комплект илин-кэлин кэбиhэр. Летом его надевали поверх платья — халадай, зимой — поверх шубы. Илин кэбиhэр носится на груди и представляет собой гривну, украшенную спереди и сзади длинными цепочками с подвесками. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов — абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.

Обязательная часть якутского женского убора — серьги. Классический вариант — серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений — рогатый скот, цветок сарданы (лилии даурской), птиц, женскую фигуру. Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.