Фотограф из города Нерюнгри Юрий Коковин в этом году признан "Человеком труда" в Якутии. Его трудовой стаж 52 года, из них почти 30 лет он трудится в районной газете "Индустрия Севера", где является незаменимым и лучшим фотографом, а главными героями в его объективе становятся люди труда. Наш коллега в беседе с корреспондентом ИА YakutiaMedia поделился своей историей жизни, профессиональной деятельности и дал советы начинающим фотографам.
— Я уверен, вам задавали этот вопрос множество раз, но все же, расскажите, с чего начинался ваш путь?
— Фотографией я увлекся с 11 лет. Начинал как многие: сначала снимал маму, папу, в общем, семью, свои дворы, огород. Потом, когда подрос, начал больше понимать, научился проявлять снимки. В то время мне удалось привлечь к фотографированию своих одноклассников. Подгоняли друг друга наперегонки, кто лучше фотографирует. Но перед армией охладел к фотографированию, появились другие увлечения: охота и рыбалка. После службы понял, что во время межсезонья, когда и не порыбачить, и не поохотиться, тоже надо бы чем-нибудь занять себя. Тогда всерьез начал заниматься фотоохотой, купил себе длинный объектив, чтобы снимки издали брать. Вот так и начал охотиться с камерой на птиц и зверей, что-то получалось, что-то нет, но было интересно, учился. Читал книжки про животных, чтобы подготовить себя, ведь не зная повадок животного не получится его запечатлеть, только после изучения таких тонкостей начало что-то получаться.
К тому моменту, как приехал в южную Якутию, уже был полноценным фотографом. Но не сразу стал им. 12 лет проработал машинистом тепловоза, немного машинистом колёсного крана и месяц путейцем на железной дороге, но понимал, что это совсем не мое. И тут увидел объявление, в газету "Углестроитель" требуется фотограф. Когда пришел устраиваться у меня никакого специального образования не было, но меня протестировали и пустили на испытательный срок на два месяца. Сказали: "Если нас не устроишь, мы тебя уволим!". Вот я и вгрызался в любую работу, с утра до ночи приходилось трудиться, снимал много, проявлял, печатал. Встретил там своего приятеля Сергея Несена, учились друг у друга. Видимо, показал себя с хорошей стороны и меня приняли, как своего.
Руководство стало приглашать меня на строительные объекты, в то время город был в движении, еще строился, мы делали на местах строительства фотоотчеты. По доброй памяти вспоминаю Олега Семеновича Смертина, именно он звал меня поснимать на стройки дома. А я попутно снимал бригаду строителей: сварщика, бойлера, сантехника, в общем, людей трудящихся, которые помогали этот дом строить и запускать.
После город прекратил большое строительство, начались сокращения, тут меня уже пригласили в газету "Индустрия Севера" с 1994 года я у них фотограф и по сей день работаю. Все также у меня в центре объектива стоит человек труда. А фотоохота за живностью осталась, конечно, для души, продолжил снимать, например, 20 лет иллюстрировал почти каждый номер журнала "Байанай". Вот такая история.
— Поделитесь, были ли в жизни люди, которые стали вашими наставниками?
— Учителей было много, для меня они друзья-учителя, когда жил на Урале до 80-го года меня очень поддержал председатель клуба фотоохотников Свердловской области Георгий Георгиевич Паластров. Я в те годы сильно увлекался фотографией водоплавающих птиц: цапли, чомга — целые фотоистории про них составлял. Георгий Георгиевич на них посмотрит, сначала хвалит, потом как начнет ругать: "Снято неправильно, свет не тот, проявлено плохо". Он всегда читал все мои заметки, смотрел фото и говорил: "Юра, пиши, Юра, снимай, потому что все исчезает, все убегает от человека как можно дальше".
Когда приехал в южную Якутию, повстречал двух своих будущих учителей и друзей. Валерий Иванович Максименко — очень умный и хороший фотограф, и Петр Иванович Тищенко, он работал в нерюнгринском ГРЭС корреспондентом. Он научил меня технической стороне ремесла: чем снимать, как проявлять пленку, печатка фотографий и т.д. Cчитаю, что встретить таких друзей-учителей — это большая радость для человека.
— Какие трудности вы встречали во время вашей фотоохоты?
— Да, бывает просто есть нежелание куда-то далеко идти, но ведь в это время определенная птичка запоет, или глухарь начинает токовать, а кругом может быть ночь, темнота, пурга. Поэтому главное себя заставить, потому что надо.
— Как вы обычно готовитесь к съемкам? Учитывая, что вы занимаетесь снимкам природы и животных.
— Как я уже говорил, активно изучал биологию птиц и животных, это основа любой фотоохоты, ведь как вы будете фотографировать зверей и птиц, если не знаете, где они пасутся, пьют, необходимо изучить их образ жизни. Это касается и съемок природы, надо знать, что и когда, где происходит, если желаешь запечатлеть ледоход, то готовиться надо уже в мае месяце, надо всегда думать, какой объектив взять для конкретных случаев.
— Когда вы фотографируете природу, что вы хотите передать людям?
— Я считаю, что съемка выступает именно в защиту окружающей среды, мой "фотовыстрел" не несет смерть, а несет жизнь, потом эту фотографию животного увидят люди, и это принесет им немного счастья. Про пейзажи могу сказать, что стремлюсь показать красоту нашей природы, и прошу не надо ее портить.
Сейчас в моей работе прослеживается много фото людей, я всегда пытался показать людей работающих: шахтёров, строителей, энергетиков, поэтому я не буду фотографировать человека только потому что он красивый или мне понравился, я почти не снимаю моделей. Даже, можно сказать, испытываю гордость, зная, что дал, возможно, этим людям свою минутку счастья.
— Какие советы Вы дали бы начинающим фотографам?
— Могу сказать лишь одно, раз взялся за камеру, то надо помнить, что это не просто пощелкать фотоаппаратом — это искусство, и к ней нужно относиться со всей серьёзностью и бережностью. Помните, что через объектив вы передаете эмоции, считаю, через фотографию надо давать людям позитив, а если сосредотачиваться только на негативном, то зачем вообще брать камеру в руки?