В честь 60-летнего юбилея известного якутского режиссера Никиты Аржакова Государственная национальная кинокомпания "Сахафильм" открывает бесплатный недельный киномарафон лучших фильмов режиссера (12+). Показы стартуют 15 сентября и пройдут в кинозале "Республика", сообщили ИА YakutiaMedia в пресс-службе кинокомпании.
Режиссер Никита Аржаков — автор десятка разноплановых кинокартин. Наряду с масштабными кинокартинами режиссера "Тыгын Дархан", "Снайпер Саха", "Журавли на Ильменем", кинозал "Республика" продемонстрируют ранние работы режиссера, как: "О5онньор" ("Старик"), "Тайбаан ары" ("Остро Тайвань"). Бесплатный киномарафон — это возможность приобщиться к классике якутского кинематографа и воочию проследить становление феномена "якутского кино" от картин "девяностых годов" до современности.
Место показов — кинозал "Республика" (проспект Ленина 45, вход со стороны "Сахафильма").
Программа показов:
· 15 сентября, 18:00 — "Тайбаан арыы".
· 16 сентября, 18:00 — "Аанчык", "О5онньор".
· 17 сентября, 18:00 — "Черная маска".
· 18 сентября, 18:00 — "Журавли над Ильменем".
· 19 сентября, 18:00 — "Снайпер Саха".
· 20 сентября, 18:00 — "Дьикти саас".
· 21 сентября, 18:00 — "Тулабыт барыта хайалар".
· 22 сентября, 18:00 — "Тыгын Дархан".
Творческий путь знакового якутского режиссера Никиты Аржакова созвучен эпохе становления якутского кинематографа. Как и "якутское кино", режиссерские работы Никиты Аржакова прошли путь от малобюджетных, но по своему прорывных кинокартин 1990-2000-х годов: "Вокруг только горы" ("Тулабыт барыта хайалар", 1995 г.), "Поселенец" ("Дьукаах", 1999 г.), "Хара мааска" (2002 г.), "Аанчык" (2006 г.) до масштабных кинополотен 2010-х годов: "Журавли над Ильменем" (2005 г.), "Снайпер Саха" (2010 г.), "Тыгын Дархан" (2020 г.).
В фильме "Тулабыт барыта хайлар" режиссер тонко запечатлел "девяностые годы" в якутской глубинке. Скромность быта пары Петра и Кати, вынуждено ютящихся в старой сельской гостинице, подкрепляется визуальной простотой происходящего. Режиссер вовсе не стремится к "ранящему" реализму, но четко фиксирует действительность того времени. Картина "Тайбаан ары" ("Остров Тайвань") 1998 года, продолжает тему неприкаянности главного героя в сложные времена. В этот раз режиссер знакомит зрителя с портретом человека ушедшей эпохи, пытающегося прижиться в мире с новыми порядками. Алкоголизм, непонятость и неприкаянность перемешивается в узел противоречий на фоне деревенской пасторали.
В фильме "Хара мааска" Аржаков обращается уже к советскому прошлому, к которому вернется еще не раз в дальнейших своих фильмах. Криминальный триллер, основанный на одноименном романе Егора Неймохова, повествует о тяжелой работе советской милиции в послевоенной Якутии. Продолжает тему советской действительности короткометражный фильм "О5онньор" ("Старик"), 2004 год. Одинокий старик Мэхээс не спеша готовит себя к финалу жизни: изготавливает гроб, приводит в порядок себя. В это время, по приказу обкома партии, жители деревни проводят митинг и факельное шествие в поддержку арестованного путчистами генерального секретаря компартии Чили Луиса Корвалана. Происходящее на экране словно отсылает к периоду советского застоя: уходящая эпоха, как и уходящая жизнь, медленно готовится к забвению под аккомпанемент неуместных "факельных" шествий.
В фильме 2006 года "Аанчык" Никита Аржаков снова возвращается к литературной основе, экранизировав одноименный рассказ Дмитрия Сивцева-Суорун Омоллона. Трагическая история совсем юной Аанчык происходит в дореволюционной Якутии и воочию знакомит зрителя с суровыми и порой несправедливыми нравами прошлого.
Знаковые фильмы в фильмографии режиссера — военное кино "Журавли над Ильменем" и "Снайпер Саха". Несмотря на географическую привязку к событиям Великой Отечественной войны, оба фильма снимались преимущество в Якутии, для чего потребовалась находчивость и изобретательность не только режиссера, но и всей съемочной группой. "Журавли над Ильменем" стал фильмом, который показал, что и в Якутии можно снять масштабное военное кино.
Самым грандиозным кинопроектом в фильмографии режиссера стала историческая драма "Тыгын Дархан". Для якутской киноиндустрии фильм стал первым и пока единственным опытом производства большого эпического кино. Благодаря исключительному вниманию к исторической достоверности, скрупулезно воссозданным костюмам и деталям быта, картина "Тыгын Дархан", стала своего рода "аудиовизуальным музеем" традиционной культуры саха.
Тема истории и поиска культурных кодов, занимает одно из центральных мест в творчестве режиссера. В этом плане режиссер Аржаков — изыскатель собственного "почерка" якутского кино и не важно, современность это или далекое прошлое, фильмы режиссера всегда содержат самобытную философию предков.