В наши дни Республика Саха (Якутия) является одним из крупных центров развития науки на северо-востоке Российской Федерации и представлена 23 научно-исследовательскими институтами разного профиля и ведомственной подчиненности, а также 4 учреждениями высшего образования. О том, какой научный потенциал в регионе, какие меры поддержки оказывают для развития науки и как помогают молодым ученым — в материале ИА YakutiaMedia.
Основной потенциал академической науки сосредоточен в 11 научных организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ при научно-методическом руководстве СО РАН и ДВО РАН, а также при Академии наук Якутии, которая была создана в 1993 году указом первого президента республики Михаилом Николаевым. Основная цель ведомства — организация и проведение фундаментальных прикладных исследований.
В целом, в регионе работают 23 научных института и 4 учреждения высшего образования, подчиненных четырем федеральным министерствам, а также трем министерствам Якутии и алмазодобывающей компании.
На сегодняшний день в научных учреждениях, вузах, иных предприятиях и организациях республики трудятся 368 докторов наук и 1290 кандидатов наук.
Научный потенциал Якутии — инфографика. Фото: ИА YakutiaMedia
Однако в Якутии, как и в других регионах страны, существует кадровый вакуум, причем в каждом научном направлении, в поколении ученых в возрасте 45-60 лет. Ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И.Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук, председатель Совета молодых учёных РС (Я) Иван Христофоров сказал о том, что в данное время проблема соразмерна с 90-ми годами.
"Мы провели внутренний анализ научных школ в регионах ДФО и пришли к печальному выводу — возможна необратимая потеря большинства из них в течение ближайших 10-15 лет. Проблема заключается в том, что в каждом научном направлении ощущается кадровый вакуум в поколении ученых в возрасте 45-60 лет. Безусловно, угроза утраты интеллектуальной базы ощущается на всей территории России, но в виду территориальной удаленности дальневосточных регионов от ведущих научных школ РФ и мира, проблемы наиболее актуальны", — сказал он.
Средний возраст исследователя в РФ превысил 49 лет. Каждый третий достиг пенсионного возраста. В настоящее время по России возраст: докторов наук — 62 года, кандидатов наук — 51 год.
Он привел цифры статистики, где отмечено, что 40 % докторов, профессоров наук сегодня — это люди старше 60 лет, кандидаты наук — старше 50 лет. И только 19 % ученых — люди от 40 лет. В связи с этим, в ближайшее десятилетие необходимо оказывать максимальную помощь и поддержку научной сфере Якутии, чтобы сохранить имеющийся потенциал, считает молодой ученый.
Своим мнением о молодых кадрах в науке поделился доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИБПК ФИЦ "ЯНЦ СО РАН", вице-президент Академии наук РС (Я) Борис Кершенгольц. Он считает, что за 30 лет произошел разрыв поколений: работающих ученых среднего возраста (от 40 лет) немного, исследователей старшего поколения осталось очень мало (старше 65 лет).
Борис Моисеевич Кершенгольц. Фото: ИА YakutiaMedia
"Здесь есть проблемы объективного и субъективного характера. Одна из колоссальнейших проблем — это деградация за последние 30 лет нашей системы образования. Советская система не только школьного образования, но и высшего, в свое время, была лучшая в мире. Например, в Китае систему образования, начиная от дошкольного до высшего, систему подготовки научных кадров, построили по примеру нашей — советской. Мало кто знает, но на самом деле, в самом начале 2000 годовых была проведена реформа образования в США, целый ряд очень важных аспектов были взяты из советской системы образования".
Борис Моисеевич отметил, что в последнее время в науку молодежь пошла: "Сейчас стали уделять больше внимания молодым, создаются молодежные лаборатории". По мнению нашего собеседника, сейчас в ускоренном темпе пытаются наверстать упущенное: "Нужно начинать с системы образования и с восстановления самых тесных контактов между ВУЗами и академическими институтами, постараться успеть максимально воспользоваться опытом старшего, увы уходящего, поколения ученых и, может самое главное, воспитывать "генераторов идей"! Без этого наука умирает, не важно какая она: вузовская, академическая или отраслевая".