В Якутии одним из первых наиболее крупным предприятием гражданской авиации стало основанное в марте 1923 г. акционерное общество "Добролёт". Более подробно в материале ИА YakutiaMedia.
В уставе общества указывалось, что оно учреждается "для развития Гражданского воздушного флота в пределах СССР путём органзации воздушных линий и перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъёмок и иных отраслей применения на основе отечественной авиапромышленности". Большую роль в становлении отечественной авиации сыграло "Российское общество друзей воздушного флота" (ОДВФ), учрежденное 8 марта 1923 г. и преследовавшее цель содействовать созданию в СССР могущественной авиации. Вскоре его отделения стали создаваться по регионам страны. В ОДВФ Дальнего Востока входило 7 губернских обществ, в том числе Якутское. В 1925 г. ОДВФ объединилось с Доброхимом, а в 1927 г. — с Обществом содействия обороне и стало называться Осоавиахимом. В Якутии ОДВФ организационно оформилось 9 августа 1924 г., когда в столице республики на общем собрании членов ОДВФ избрали временное бюро, в которое вошли Леонтьев (председатель), Тверской и Сухушин. Уже до конца месяца Якутская городская организация ОДВФ насчитывала 118 членов. Первый самолет поднялся в небо над Якутском 8 октября 1925 года.
Прилет самолета Совпич 1925 г
Тогда же развернулась кампания по сбору средств на строительство Красного Воздушного флота, а коллектив Наркомфина ЯАССР выступил с инициативой сбора средств на строительство самолёта "Красная Якутия". На лето 1925 г. Иркутское губернское ОДВФ запланировало проведение агитационных полётов в районе Ленских золотых приисков, чтобы не только впервые показать жителям тех мест самолёт, но и привлечь новых членов в общество, организовать сбор средств на строительство Красного Воздушного флота. Полёты биплана "Сопвич" над Бодайбинскими приисками начались 19 августа и проходили при большом стечении рабочих приисков и жителей окрестных деревень. Об огромном впечатлении от катания на самолёте старейших и лучших работников приисков и говорить нечего. Да и деньги в фонд оборонного общества были собраны немалые — 20 тыс. рублей. В октябре демонстрационные полёты "Сопвича" прошли над Якутском и его окрестностями. Но потребовалось ещё три года напряжённой изыскательской и организационной работы, прежде чем в 1928 г. была открыта первая в республике регулярная авиалиния, связавшая Якутск с Иркутском.
1930 г. Юнкерс W33c в Якутске
С начала 1930 х гг. увлечение авиацией в молодёжной среде Советского Союза стало повальным. Государство призывало молодёжь: "Дадим стране 150 тысяч лётчиков!" Настойчиво осваивалось воздушное пространство Якутии. Самолёты стали всё более частыми гостями в столице республики, всё чаще выдвигалось предложение о необходимости подготовки национальных кадров авиаторов. С этой целью в сентябре 1935 г. в Якутске открылась лётно-планерная школа по подготовке инструкторов планеристов.
Много сил и энергии для её организации вложил председатель Центрального совета Осоавиахима ЯАССР Г. Табунанов. В первой группе учлётов лётно-планерной школы занимались И. Бельчук, Е. Быковский, Д. Деев, И. Захаров, В. Кузьмин, А. Ланцов, И. Простаков, А. Ременникова, И. Севастьянов, В. Скрыбыкин и Г. Табунанов. Нелегко было им с семилетним образованием осваивать премудрости аэродинамики и конструкции летательных аппаратов. За теоретические занятия с учлётами взялся молодой преподаватель кафедры физических наук Якутского пединститута Ю. Г. Шафер.

Курсанты лётного училища. Фото: Фото: С сайта
На занятиях клуба планеристов в гор. Якутске. Второй справа Шафер Ю.Г.
помогал ему обучать планеристов азам теоретических наук Т. Д. Рыбкин, тоже преподаватель пединститута. Занимались где придётся, почти ежедневно. В летнее время чаще всего во дворе, в поле. Учебников не было. Ребята старательно записывали в тетради сложные формулы и выкладки. Авиационные термины на первых порах, казалось, и не выговоришь, но со временем они стали звучать красиво, как музыка: фюзеляж, лонжерон, стабилизатор, киль, стрингер… Наглядным пособием служил списанный "Сопвич" — самолёт, поднявшийся впервые с Зелёного луга в небо над Якутском. И вот наступил день, когда здесь же, на Зелёном лугу, курсанты под руководством инструктора Л. Е. Шевченко сделали первые робкие шаги в небо.
Захарова Вера Кирилловна. Единственная якутская девушка, севшая за штурвал самолета. В 30-е годы пришла в ОСОАВИАХИМ, с октября 1937 г. занималась в аэроклубе, а через год начала осваивать самолет У-2. Научилась пилотированию самолета ПО-2. Была учлетом, инструктором.
Добровольцем попала в 141-й отдельный санитарный авиаполк, действовавший в полосе наступления 1-го Белорусского фронта. До августа 1944-го Вера Захарова совершила более 180 вылетов, ее "крылатый санитар" спас жизнь около двухсот раненых. Прошла почти всю Польшу и Восточную Германию.
Якутские курсанты летчики 1937 г. В вернем ряду Кузмин В.И.
1 мая 1941 года в составе Восточно-Сибирского управления ГВФ была сформирована Якутская авиагруппа. В годы войны гражданская авиация была в подчинении военной авиации.