К числу первооткрывателей Ляховских островов можно отнести жителя Усть-Яны эвена Этэрикэна. Бывалый охотник переходил с материка на ближайшие острова. Около 1759 года Этэрикэн открыл на острове Ближнем (Большои Ляховском) залежи мамонтовых бивней, а перейдя неширокий пролив, первым из исследователей посетил лежащий дальше к северу остров Малый. Более подробно в материале ИА YakutiaMedia.
Открытие островов, богатых мамонтовой костью, высоко оценивалось современниками отважного промысловика. В 60-х 19 века остров Ближний назывался именем Этэрэкэна, но позднее по указу Екатерины Второй этот остров и лежащий за ним были переименованы Малым и Большим Ляховскими островами в честь якутского промышленника Ивана Ляхова, занимавшегося спустя 10 лет сбором мамонтовых бивней и промыслом песцов на этих островах. Однако Этэрикэн не забыт.
Советские полярники назвали его именем пролив, отделяющий Большой Ляховский остров от Малого Ляховского, две крупные реки на Большом Ляховском острове (Малая Этэрикэн, Большая Этэрикэн).
В марте 1770 года занимаясь песцовым промыслом в районе мыса Святой Нос, энергичный и предприимчивый купец из Усть-Янска Иван Ляхов обратил внимание на о, что с севера на юг переправляется большое стадо оленей. Решив выяснить, откуда они могли идти, Ляхов поехал по их свежим следам в обратном направлении и в 70-ти верстах от материка вышел на остров, еще 10 лет назад открытый Этэрикэном. На следующий день, углубившись к северу еще на 20 верст, Ляхов посетил второй (ныне Малый Ляховский). Оленьи следы вели дальше, но продвижение стало невозможным из-за торосов. Ляхову пришлось повернуть назад. Как оказалось позднее, оба эти острова были очень богаты мамонтовой костью и песцами. В некоторых местах мамонтовых костей и клыков на поверхности земли торчало столько, что казалось, что весь остров состоит из этих остатков вымерших гигантов.
В своей челобитной, адресованной якутскому начальству Ляхов сообщил о природе посещенных им островов и просил закрепить за ним для промысла эти острова, и те, которые он может открыть в дальнейшем. Екатерина Вторая получив донесение якутской воеводской канцелярии об открытии якутского промышленника, повелела назвать острова Большим и Малым Ляховскими, а Ляхову предоставила исключительное право промысла на землях, открытых им, и в тех, которые он может открыть в будущем.
Окрыленный успехом в 1733 году Иван Ляхов вторично отправился на острова, названные его именем. С ним были якутский купец Протодьяконов и пять якутов-гребцов. Плыли на лодке. С Малого Ляховского острова путешественники в солнечный день увидели в дали что-то похожее на земли. Продолжив свое плавание, они вскоре вступили на неизвестный гористый остров, названный островом Котельным. Этот остров также оказался богатым мамонтовой костью. На открытых островах Ляхов поставил три зимовья, а также между Святым Носом, Усть-Янском и островом Котельный устроил несколько станов.Успешная деятельность компании Ляхова и значительные таможенные сборы натурой привлекли внимание русского правительства. Оно потребовало от якутских властей подробной описи вновь открытых островов и заодно поисков новых земель для пушного промысла. В феврале 1775 году якутская воеводская канцелярия направила на Ляховские острова землемера Степана Хвойного. Ему следовало проконтролировать за приемом в казну одной десятой части добытой мамонтовой кости и песцов, описать остров, а также попытаться обнаружить новые острова и места для промысла.
Хвойнов прибыл из Якутска в Усть-Янск в конце марта 1775 году и оставался там до начала мая, занимаясь сведением об островах, заготовкой оленьего мяса, собачьего корма, транспортных средств, и приемом от промышленников пушнины.
8 мая Степан Хвойнов, Иван Ляхов и несколько якутов-промысловиков отправились на север, к Святому Носу. Отсюда 16 мая путешественники на собаках переехали через пролив Дмитрия Лаптева, ширину которого Хвойнов определил примерно в 60 верст.
17 по 26 мая они с группой на собачьих нартах обошли Большой Ляховский остров, пройдя 364 версты. Они открыли и описали несколько мысов и небольших заливов, позднее названных именами русских путешественников и исследователей. Из-за нехватки продовольствия и собачьего корма путешественники вынуждены были вернуться с острова в Усть-Янск.
В мае 1776 года Хвойнов с прежними спутниками снова отправился на Ляховские острова, но вскоре вернулся на материк "за неимением харчевых припасов и сильной вьюги". В конце февраля 1777 года неутомимый землемер в третий раз отправился на острова и, благополучно достигнув Большого Ляховского острова, 1 мая приступил к описанию его северного берега. Отсюда Хвойнов дважды пытался попасть на Малый остров, но каждый раз возвращался назад из-за сильной пурги.
В июне 1778 года Хвойнов вернулся в Якутск, где по материалам своей описи и по расспростным источникам составил "план части берега Ледовитого моря от устья Яны до островов Ляховских".
Именем землемера Степана Хвойного назван мыс, расположенный на севере острова Малый Ляховский. В 1800 году Иван Ляхов умер. После его смерти право промысла на открытых им островах перешло к якутским купцам — Семену и Льву Сыроватским. "Передовщик" их артели Санников стал первооткрывателем четырех островов Новосибирского архипелага.
Из книги "История Якутии в лицах" Владимира Пестерева.