ОАО РЖД разработало два варианта вывоза якутского угля с мест добычи: либо по БАМу за 874 млрд руб., в том числе порядка 200 млрд рублей средств ФНБ и инвестнадбавки для грузоотправителей региона, либо по отдельной дороге до побережья Охотского моря, финансируемой за счет грузоотправителя — "А-Проперти" Альберта Авдоляна. Более подробно в материале Коммерсант.
Предполагается, что он построит 500 км путей и терминал, за что получит на пять лет приоритетное право провоза грузов по существующим дорогам на восток. Сама "А-Проперти" при этом рассматривает будущую дорогу как пути необщего пользования, что, на взгляд экспертов, плохо сочетается с и без того спорной идеей о приоритетах на общей инфраструктуре.
ОАО РЖД рассматривает два варианта строительства выходов из Якутии, следует из материалов монополии, которые видел “Ъ”. Первый, который ранее оценивался в 350–700 млрд руб., предполагает вывоз через расширенный БАМ.
Сейчас оценка стала более конкретной: 669 млрд рублей в ценах конца 2020 года, или 874 млрд рублей в прогнозных.
Предполагается построить 1170 км вторых главных путей, мост через Амур и еще 46 мостов, второй новый Кузнецовский тоннель, электрифицировать участок Тында—Комсомольск-Сортировочная (1480 км).
К окончанию строительства в 2027 году будет обеспечен пропуск 32 млн тонн новых грузов.
Средства ФНБ, говорится в материалах ОАО РЖД, Минэкономики предлагает на 25 лет под 5%. Речь идет о 188 млрд руб., уточняется в письме главы ОАО РЖД Олега Белозерова вице-премьеру Марату Хуснуллину от 30 июня (“Ъ” видел документ). В Минэкономики продолжают обсуждать условия инвестирования средств ФНБ, сообщили там, по итогам будут сформированы перечень проектов, возможные объемы, ставка и другие параметры. В Минфине не ответили “Ъ”. Для возврата инвестиций в проекте предусмотрена инвестнадбавка для всех грузоотправителей Якутии. О концепции “Ъ” писал 4 июня, теперь есть оценка — 1,1 тыс. руб. на тонну. На таких условиях достигается окупаемость проекта за 30 лет.