Постоянный комитет парламента по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций провел "круглый стол", на котором обсудили проект федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае". Напомним, что в апреле этого года Правительство России
одобрило введение так называемого курортного сбора. Предполагается, что в экспериментальном порядке его введут с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. В ходе эксперимента он будет распространяться на курорты Крыма, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев. Отмечается, что его размер не будет превышать 100 рублей в сутки с человека и, кроме того, на время эксперимента от уплаты этого сбора будут освобождены сами жители этих регионов. По итогам эксперимента должно быть принято решение: либо курортный сбор введут на постоянной основе, либо же откажутся от него, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на пресс-службу Ил Тумэна.
Государственная Дума Российской Федерации поддержала концепцию, предложенную Правительством РФ, и приняла законопроект "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" в первом чтении.
Как сообщается в пояснительной записке, целью законопроекта является формирование единого туристического пространства, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма, сохранение, восстановление и развитие курортов, в том числе курортной инфраструктуры. В ходе эксперимента предполагается с учетом особенностей курортной и туристкой сфер в основных российских курортах апробировать различные механизмы курортного сбора. Размер курортного сбора не может составлять более ста рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения и может быть дифференцирован в зависимости от сезонности (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта, местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
Однако, как отметила депутат Марфа Филиппова, у идеи введения такого сбора существуют как сторонники, утверждающие, что полученные средства будут способствовать развитию инфраструктуры, что в свою очередь повысит качество предоставления услуг, так и противники, считающие, что введение сбора понизит конкурентоспособность данных курортов, а сам сбор потребует серьезных издержек на его администрирование. Более того, потребуется создание специального Фонда развития курортной инфраструктуры, а также оперирование указанного сбора.
"Сегодня по итогам круглого стола, мы должны зафиксировать аргументы "за" и "против" введения такого сбора, изложить позицию республики по этому вопросу и направить в Государственную Думу", — подчеркнула народный депутат Якутии и предложила участникам "круглого стола" высказать свои мнения.
Анна Алексеева, заместитель министра здравоохранения Республики Саха (Якутия): "Введение курортного сбора могло бы дать определенный источник финансирования для поддержания санаторно-курортных учреждений".
Александр Андросов, заместитель министра инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия): "В целом рано внедрять этот законопроект, так как объективно у нас в России очень дорогой туризм. И мы должны наоборот быть привлекательными с точки зрения стоимости затрат туристов, а не обременять их дополнительными сборами".
Валентина Васильева, и.о. руководителя отдела социальной поддержки населения министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия): "Введение курортного сбора нами не поддерживается, так как стоимость путевок на санаторно-курортное лечение итак высокая, и дополнительные сборы ощутимо ограничат отдых отдельных граждан — пенсионеров, инвалидов и других.
Елена Лихоманова, начальник отдела защиты прав потребителей управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Саха (Якутия): "В законодательстве по защите прав потребителей указано, что при оказании каких-либо платных услуг населению, в том числе и туристских, не допускается навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя. Но рассматриваемый федеральный закон о курортном сборе не подпадает под это законодательство. Поэтому, в связи с тем, что принятие данного законопроекта не будет каким-либо образом ущемлять потребительские права, ответить однозначно на вопрос о необходимости введения курортного сбора мы на данный момент не можем".
Андрей Хорошев (Андрей И), уполномоченный по развитию туризма при общественной палате Республики Саха (Якутия): "В нашем государстве любой новый побор особенно простым населением воспринимается негативно. Как бы не объясняли человеку, что это для блага, он все равно будет считать иначе, и это будет вести к дополнительным социальным напряжениям. Надо обратить внимание на механизм распределения денег от этого сбора. Я лично не верю в то, что они будут распределяться как надо. Например, пилотный по проекту закона Краснодарский край, разве там мало денег от туризма что ли, наоборот их предостаточно…. Поэтому я считаю, что этот курортный сбор – это абсолютно непродуманное предприятие, и вводить его в том варианте, в котором сейчас он предлагается, это по крайней мере вредно".
Анжелика Андреева, председатель Союз женских организаций Республики Саха (Якутия): "Если этот сбор будет направлен действительно на развитие инфраструктуры, всей курортной базы, например, на развитие детских санаториев, то можно в виде эксперимента ввести этот сбор и за предлагаемый срок посмотреть на его эффективность. Поэтому, в этом плане, мы поддерживаем законопроект".
На "круглом столе" народные депутаты Якутии Дмитрий Семенов, Иван Шамаев, Петр Аммосов, а также представители общественных организаций республики сошлись в едином мнении, что данный эксперимент преждевременен и может привести к снижению спроса на отдых внутри страны. "При высокой чувствительности клиентов к цене любое удорожание турпродукта нежелательно. Туристу будет сложно объяснить, за что именно с него берут деньги и новый сбор ударит по карману бюджетных туристов. Кроме того, он будет способствовать переориентации отдыхающих в сторону размещения в частном секторе, а это в итоге приведет к сокращению организованного турпотока на отечественные курорты. Иначе при прочих относительно равных условиях бюджетный турист будет делать выбор в пользу пляжного отдыха в Турции, Египте, Китае, а не Кавказа, Алтая, Сочи или Крыма", — отметили они.
Член общественного движения "Сир" Лидия Данилова в качестве примера привела конкретные цифры, если в случае введения курортного сбора 100 рублей в сутки на человека, отдых семьи из трех человек на 14 дней станет дороже больше чем на 4 тысячи рублей, а для семьи из четырех и более человек и того дороже.
Таким образом, после тщательного обсуждения подавляющее большинство участников "круглого стола" дало отрицательное заключение к проекту федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае".
Справка: Предлагаемая ставка курортного сбора соответствует международному опыту установления ставок сборов за пользование туристической и (или) курортной инфраструктурой. Анализ имеющихся данных по уровню цен на туристические услуги курортов Хорватии (150 евро), Словакии (175 евро), Белоруссии (210 евро), Австрии (320 евро), Болгарии (340 евро), Венгрии (400 евро) и Чехии (400 евро) показал, что примерная стоимость отдыха (в расчете на 1 неделю) ключевых конкурентов сопоставима с российским аналогом. Стоимость отдыха в санаториях Кавказских Минеральных Вод составляет 10-20 тыс. рублей или 135-270 евро. При этом необходимо отметить, что во всех перечисленных странах законодательно закреплено взимание курортного сбора, размер которого варьируется от 0,6 до 3 евро за сутки в случае фиксированной ставки.
Предполагается, что суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 года по 2022 год в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд. рублей, в Краснодарском крае — 8,3 млрд. рублей, в Республике Крым — 16,4 млрд. рублей, (при ставке в 50 рублей).