Полковник Демир-Оол Артына всего полгода служит в Якутии в должности военного комиссара. Но за это время он успел побывать в нескольких улусах, немного изучить якутский язык. До этого он ни разу не был в северной республике. Что больше всего удивило его в Якутии, знаком ли он лично с министром обороны Сергеем Шойгу Демир-оол Артына рассказал корр. ИА YakutiaMedia.
— Вы в Якутии не так давно, о вас мало кто знает. Расскажите немного о себе.
— Я родом из Республики Тыва. Срочную службу проходил в Западной Украине по призыву 1982 года. Служил в мотострелковых войсках. После службы написал рапорт о поступлении в высшее военное учебное заведение, точнее в Омское высшее общевойсковое командное училище. Окончил его в 1987 году. Остался там же служить командиром учебного мотострелкового взвода. Готовил курсантов. В последующем был переведен в Республику Тыва. Там проходил военную службу с 1990 года по 2007 год на различных должностях, был военным комиссаром нескольких районов. Потом уволился, возраст подошел, 45 лет, то есть в связи с достижением предельного возраста, да и сокращения пошли. Но остался в кадровом резерве.
Службу продолжил в тувинской таможне. В 2014 году предложили стать военным комиссаром в Сахалинской области. Согласился. А в сентябре 2016 года предложили перевестись в Республику Саха.
— В Якутии были раньше?

Демир-оол Артына. Фото: Виолетта Баскарова
— Семья с Вами здесь?
— Да. Здесь со мной супруга, младшая дочь и внучка. Младшая учится во втором классе, а внучке скоро будет шесть лет, она в детский сад ходит. Старшей дочери 19 лет, студентка, учится во Владивостоке. Сыну 27 лет, он остался на Сахалине. Там работает.
— Как супруга отнеслась к переводу в северную республику?
— Не хотела, конечно, из Сахалина уезжать. Но что делать, она – жена военного. Куда я – туда и она. Привыкла уже здесь, к морозам тоже. У нас ведь в Туве зимой тоже холодно, а летом жарко.
— Как пережили здешние морозы?
— После Сахалина тяжеловато. Там самая холодная температура опускается до минус 10 и держится в течение 2-3 суток и все. Климат там мягче. Но нам не привыкать. В Туве тоже резко-континентальный климат.
Здесь местные говорят, что сейчас морозы не такие суровые, как прежде. Они раньше дольше держались. По всему миру потепление идет. У нас в Туве раньше до 10 февраля сильные морозы держались, а сейчас не так холодно стало. А летом даже в сандалиях обжигало. А сейчас уже нет.
— Что Вас удивило в Якутии?
— Удивился, что в якутском языке очень много монгольских слов. Я владею халхинским диалектом, он относится к тюркской группе, и мне легче понимать местный язык. Например, в тувинском языке из слова "сэн" убираешь одну букву и получается якутское "эн" (в переводе на русский язык — ты. Прим. авт.) Тут говорят былыт (туча), а по-нашему — булут. Произношение чуть измененное, но понять можно. Я как приехал, сразу приобрел словарь якутского языка. Когда говорят медленно, то я понимаю, а когда быстро, конечно, сложно понять.
Еще удивило то, что, когда обращаешься на русском языке, всегда отвечают на якутском. Видимо, за своего принимают. В Туве не так — когда человек обращается на русском, ему всегда отвечают на том же языке. Здесь стараются сохранить свой родной язык.
Жена тоже говорит, что с детьми заходит, например, в магазин и обращается к менеджерам на русском, а ей отвечают на якутском. Она тоже начала понимать местный язык. Потом я понял, что живущие здесь эвены и эвенки тоже владеют якутским языком.
Удивило еще, что здесь много спортивных объектов: стадионов, спортзалов. Например, "Триумф". Даже в район приезжаешь, и там есть стадионы. А еще здесь в Якутске несколько театров.
— В каких районах побывали?
— В Мегино-Кангаласском, Хангаласском районе, Нерюнгри, Намском районе был. Собираюсь в Мирный проверить служебную деятельность, работу комиссариата.
— Сколько в республике комиссариатов?
Их раньше было 34. В 2007 году и в прошлом году объединили несколько военкоматов. Сейчас их стало 24.
— На территории Якутии есть военные части?
— Военных частей раньше здесь было много, потом сократили. В Якутске есть военно-космическое подразделение, в Ленском районе, Булунском районе есть. Но они все в федеральном подчинении.
— Молодые люди сейчас охотно идут в армию?

призывники. Фото: ЯСИА
— Но в прошлом году ведь было заведено уголовное дело за уклонение от армии...
— Это было весной 2016 года. Из сборного пункта сбежал призывник, который должен был убыть в войсковую часть. На него завели уголовное дело. В октябре состоялся суд, и молодой человек получил два года условно, по-моему. Парень себе биографию испортил, на нем всю жизнь судимость будет "висеть".
— В какие войска ребят из Якутии набирают?
— В основном мотострелковые части, воздушно-десантные войска, морской флот и морскую пехоту. В железнодорожных войсках служат. Все зависит от состояния здоровья. Если есть ограничения, то в боевые части не призывают. В боевые части призываются с категорией годности А, то есть юноша должен быть полностью здоров.
Ребята проходят службу в тех субъектах, которые относятся к территории Восточного военного округа, например, в Хабаровском крае, Приморье и Республике Бурятия. В морской пехоте на Камчатке служат.
За то время, что я здесь служу, приходят только благодарности от воинских частей, мы их передаем родителям военнослужащих. Ни одного сообщения от командиров, что кто-то плохо служит, не было ни разу.
— А контрактники есть?
— Есть. По контракту в прошлом году направили в армию больше 100 человек.
— Основная работа военкоматов в чем заключается, кроме призыва?
— Призыв — это второстепенная работа. Наша основная работа — это мобилизационная работа.

Демир-оол Артына. Фото: Виолетта Баскарова
— А ребят, которые сейчас увлекаются военными играми, например, пейнтболом, страйкболом, вы как-то имеете в виду?
— Если они не проходили военную службу, то они — не граждане, состоящие в запасе.
Мы ведем учет только тех, кто отслужил в армии. Военная служба у них идет даже, если они находятся в запасе. У рядового и сержантского состава у мужчин до 50 лет, у женщин — до 40-45 лет в зависимости от специальности, у офицерского состава дольше — до 55 или 60 лет. Поэтому молодые люди после службы становятся на учет. Мы отслеживаем их передвижения, куда на работу устроились и так далее. Все данные стекаются в военкомат.
Мы ведем учет не только людского ресурса, но и транспорта.
— Кстати, о транспорте. Я слышала, что автомобили типа УАЗов состоят на учете у военных. Это правда?
Автомобили так называемой высокой проходимости состоят на учете, при том независимо на предприятии или у гражданского лица они находятся.
— Насколько здоровье нынешних призывников позволяет служить в армии?
— Здоровье зависит от самого молодого человека, если только он больным не родился. Молодежь не бережет здоровье — курят, пьют и едят что попало. Когда я учился еще в 4 классе говорили, что скоро будем есть искусственное мясо. Я не верил. А сейчас едим, возьмем ту же колбасу.
Когда меня призывали в армию, из 50 человек 45 были годны к службе по здоровью. Отсеяли всего пять человек. А сейчас из 50 человек от силы 15-20 молодых людей здоровы по категории А и еще несколько человек с незначительными отклонениями здоровья. Все это следствие того, что молодые люди мало двигаются, сидят перед компьютерами или со своими гаджетами. Из-за этого у них психика нарушается, меняется восприятие окружающего мира. А им же в армии предстоит с оружием иметь дело. Поэтому на медкомиссии проходит строгий отбор.
— В Вашей практике были случаи, когда ребята предпочитали пройти альтернативную службу?
— Ни одного человека в моей практике не было. Молодые люди предпочитают отслужить один год.
Чтобы уйти на альтернативную службу, надо доказать призывной комиссии причины, по которым ты не можешь служить в армии. Например, если по религиозным соображениям, то надо доказать, что ты действительно являешься верующим человеком и вера не позволяет держать оружие в руках. Такие случаи рассматриваются в районных военных комиссариатах. Кроме того, надо согласовать с тем ведомством, где возможно прохождение альтернативной службы. И длится такая служба не один год, а два. При этом условия могут быть не совсем комфортными — министерства и ведомства не предложат хорошие места.
Был молодой человек, который работал санитаром. Он год проработал и пожалел — говорил, лучше бы отслужил и все. О таких примерах быстро узнают, поэтому мало желающих идти на альтернативную службу.
— А к Вам не обращались с просьбой "отмазать" кого-нибудь от армии?
— В Якутии и на Сахалине не было ни одного случая. Вот дома, когда служил в Тыве, были попытки. Но потом поняли, что это бесполезно. Если человек по состоянию здоровья годен к службе, то должен отдать долг родине.
Мое мнение, что к человеку отслужившему в армии больше доверия, чем к тому, кто уклоняется от службы. К тому же, после армии есть возможность устроиться на работу в серьезных структурах, пойти на госслужбу.
— Вы земляк министра обороны Сергея Шойгу. С ним лично знакомы?
— Мы оба выросли в Кызыле, но он старше меня лет на 12 и учился в первой кызыльской школе, а я — во второй. Так что лично не знакомы, но он заочно знает меня.
— Здесь встречались с земляками?
— Да, с тувинской диаспорой встречался. Когда приехал в Якутск ансамбль "Тыва кызы" — единственный в мире творческий коллектив, где женщины исполняют горловое пение, я сходил на их концерт. На родине никогда не мог сходить, а тут удалось. Они по всему миру выступают, очень известный ансамбль.
— Где бы Вы хотели еще побывать в Якутии?
— Обязательно побываю в Тикси. Хочу посмотреть северное сияние пока есть возможность. Хочу еще выучить якутский язык.
— А как охота и рыбалка?
— Я плохой рыбак, но хороший охотник. Говорят, здесь есть красивые места, поэтому хочется не столько охотиться, а сколько на природу посмотреть. Это главное. Пока не удалось, времени нет, работы много. Надо все самому на местах посмотреть и решать проблемы.
— Чтобы Вы пожелали молодым людям как военком и как мужчина?
— Надо готовить себя не к армии, а к жизни. Потому что в жизни, как и в армии, бывают трудности. Молодой человек поступил после школы в вуз в незнакомом городе и может растеряться. Поэтому иногда бывает в вузе даже хуже, чем в воинском коллективе. В армии есть командиры, которые смотрят и учат.
Подготовленный к жизни человек нигде не пропадет — ни в армии, ни в другом городе, ни в любом незнакомом месте.
А подготовка предусматривает не только физическое развитие, но и интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми.