В Доме дружбы народов в Якутске проходит уникальная выставка национальных костюмов известных личностей Якутии: мэра столицы, депутатов, министров, артистов. Костюмы сшиты из дорогих мехов, тканей, с применением серебра. Всего на выставке представлены более 20 нарядов, сообщает корр. ИА YakutiaMedia с места события.
Мехом норки обшиты костюмы главы Якутска и его супруги
Выставка под названием "Ыһыах киэргэлэ ‒ Далбар Хотуттар,Тойон Ньургуннар сиэдэрэй таҥастара" проходит впервые в Якутске. Выставка нацелена на патриотическое и культурно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, и в целом населения республики.
Здесь выставлены национальные костюмы столичного мэра Айсена Николаева и его супруги генерального директора одного из банков Людмилы Николаевой. Их наряды сшиты в 2014 году для ысыаха, автором является художник по костюмам Саха театра Дария Дмитриева. Костюм мэра состоит из черного камзола (легкое пальто) с металлическими вставками, воротник, подол и рукава обшиты мехом черной норки. Также имеется головной убор из конского волоса. У Людмилы Николаевой наряд состоит из платья-халадай и серого пальто с укороченным рукавом, обшитый голубой норкой.
Национальный костюм мэра столицы Айсена Николаева и его супруги. Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia
Напомним, что в Якутии, первыми национальные наряды на ысыах начали одевать первые лица республики в начале 2000-х годов. Экс-мэр столицы Илья Михальчук открывал праздник в якутском убранстве. Из года в год становится популярным и традиционным одевать якутский костюм, многие семьи специально шьют национальную одежду в одном стиле.
В якутском костюме отметил юбилей главный повар региона
Также на выставке представлен наряд мэтра якутской национальной кухни Иннокентия Тарбахова, который ему сшили в цехе "Маныы танаас" к 65-летнему юбилею. В костюме, который состоит из пальто в пол с соболиным мехом он отпраздновал свое день рождение.
Наряд главного повара Якутии Иннокентия Тарбахова . Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia
Прошлогодний костюм министра профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Якутии Дмитрия Глушко, сшит специально для ысыаха из серой ткани, в консервативном стиле с брюками. Головной убор из меха соболя, а ремень выполнен из натуральной кожи и серебра.
Якутский костюм министра Дмитрия Глушко. Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia
В последние годы стало модно надевать якутские национальные костюмы не только на ысыах, но и праздновать в них юбилеи, выходить в театры, на презентации.
Выставка национальной одежды в Якутске . Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia
Из истории
Наиболее древней нарядной одеждой дохристианского периода были: у женщин - "таналай" из сарыы (замши) с меховой отделкой, богато украшенный бисером и металлическими украшениями, у мужчин (предположительно) – "сон" из шкур домашних животных с меховой опушкой и декоративной окантовкой. Очевидно, этот вид одежды и служил нарядом на древнем языческом празднике Ысыах.
После прихода русских в одежде саха начинает распространяться крой "оноолоох, дьогдуурдаах" (со складками, оборчатым рукавом) и другие элементы одежды (воротник, манжеты), заимствованные, но трансформированные в соответствии с якутскими художественно-культурными традициями. Этот период - 18 век - считается периодом окончательного формирования одежды народа саха. В это время одежда подразделяется на повседневную (рабочую, дорожную, охотничью), ритуально-обрядовую (свадебную, шаманского камлания, др.) и нарядную (праздничную, для выхода в гости).
Выставка национальной одежды в Якутске. Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia
На праздник ысыах в то время принято было надевать женщинам "оноолоох" - пальто из шкур домашних животных с меховой отделкой из шкур пушных зверей с металлическими украшениями. Мужчины носили аналогичного кроя пальто, также выполненное из шкур домашних животных. Этот вид одежды, но уже выполненный из сукна и дабы, на ысыахе носили вплоть до конца 19 века.
Одна из причин продолжительного существования обычая носить одежду, по сути зимнюю, на летний праздник - это традиция демонстрировать через одежду свое благосостояние. Действительно, учитывая то обстоятельство, что в старину в одежде использовались украшения, выполненные только из серебра, и дорогостоящие в то время шелковые ткани, в качестве отделки - пушной мех, становится понятным, что не все люди могли позволить себе такие наряды. После революции этот обычай по понятным причинам исчезает как пережиток прошлого.
Головной убор из соболиного меха Александра Ким-Кимэн. Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia
В советский период на праздник ысыах женщины стали носить "халадай" и "хассыат" - костюм, выполненный из шелка, тафты или муара, мужчины – летний "оноолоох сон" из дабы. Как вид одежды, "хассыат, халадай" сформировался еще до революции, в конце 19 века. Развитие данного вида одежды было обусловлено, прежде всего, широким распространением мануфактурных тканей, их доступностью для всех слоев населения Якутии и под влиянием русской городской одежды.
Якутские костюмы на праздник ысыах шьют из соболей, дорогих тканей, используя серебро. Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia
Сложившийся в современное время крой "хассыат, халадай" - это, безусловно, результат переосмысления городской одежды в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями, ставший традиционной формой одежды для саха. В настоящее время этот вид остается основным видом одежды, носимой женщинами на общенациональном празднике ысыах.
Выставка в Якутске. Автор фото: Алена Подковырова, YakutiaMedia