Следующий год, объявленный Главой республики Годом предпринимательства в Якутии, совпал с трудной ситуацией на российском финансовом рынке. Свой прогноз наступающему году дала министр по делам предпринимательства и развития туризма республики Екатерина Кормилицына и рассказала ИА YakutiaMedia о том, какие должны быть предприняты меры, чтобы развить и максимально сохранить местное предпринимательство в столь нелегких условиях.
- Екатерина Ивановна, следующий год, объявленный Годом предпринимательства в республике, обещает быть непростым в свете последних событий на финансовом рынке. Каким вы его видите, и какие, по вашему мнению, трудности ожидают якутских предпринимателей?
- В условиях столь непростой экономической ситуации сам факт того, что у нас грядущий год объявлен Годом предпринимательства, говорит о том, что государство и руководство республики всерьез намерены поддержать рынок и бизнес. Все мы прекрасно понимаем, что если не будет государственной поддержки, то многие предприниматели просто не выдержат финансовых трудностей, присутствующих на рынке. В частности, сложнее всего придется производственникам. Также под ударом окажется предпринимательство в сфере социально-значимых услуг, жизнеобеспечивающей торговли и, в частности, арктической торговли. Несмотря на оптимистичную динамику сегодня на рынке, если мы не примем адекватных мер, то мы можем этой динамики лишиться, и, самое главное, можем утратить с трудом достигнутый в течение последних пяти лет рост производства и разнообразие социальных услуг. Все это может прекратить свое существование, особенно в отдаленных сельских территориях, там, где конкурентоспособность бизнеса итак очень низкая. На сегодняшний день мы уже предусмотрели адекватные меры и стремимся развивать их на федеральном уровне.
- Какие же меры можно предпринять, чтобы избежать таких последствий?
- Кроме дорожной карты, которая у нас традиционно работает в течение четырех лет, мы уже сформировали комплекс мер на 2015 год. Данный комплекс является конкретным инструментом, выработанным всеми органами власти, муниципалитетами и предпринимателями. Грубо говоря, бизнес дает свой заказ, а власть на него реагирует. Не скажу, что все идеально. Далеко не на все потребности бизнеса сегодня власть имеет возможность принять адекватные меры. В случаях, когда эти меры зависят от федеральных инструментов, мы обращаемся к Правительству страны.
У республики сегодня очень высокий рейтинг поддержки бизнеса, поэтому есть доверие и есть диалог с федеральной властью, с агентством стратегических инициатив, которые видят в действиях республики успешные результаты.
Сейчас готовится заседание государственного совета по малому и среднему бизнесу, где примет участие и Якутия. Пользуясь этой возможностью, мы проработали у себя на уровне Правительства те необходимые нам инструменты, которые мы сами не можем дать , но стремимся найти для их реализации поддержку на федеральном уровне. Прежде всего, это финансовые инструменты. Процентная ставка продолжает расти, поэтому мы настаиваем, чтобы на федеральном уровне субсидировались ставка не только предпринимателям-производственникам, но и в сфере социальных услуг и жизнеобеспечивающей торговли.
Кроме того, мы думаем, что на федеральном уровне сегодня нужно все-таки поддержать политику сдерживания роста процентных ставок учреждений, которые получают кредиты у Нацбанка. На данный момент, кроме трех-четырех банков с контрольным государственным пакетом, все другие коммерческие банки устанавливают такую ставку кредитования бизнеса, какую они считают нужной. Кредиты итак были малодоступны, а в этих условиях они станут еще более недоступными. Поэтому мы считаем, что вот такое регулирование со стороны государства в отношении кредитных учреждений все-таки должно присутствовать. По сути дела, коммерческие банки это тоже бизнес, и почему должны создаваться привилегированные условия для одного бизнеса в ущерб другому?
- Помимо субсидий и кредитования, на какую еще финансовую поддержку могут рассчитывать предприниматели?
- Другой важный вопрос - это малые инвестиционные займы. Они все в республике апробированы, за два года они прижились и стали востребованными. Но тут у нас не хватает ресурсов. Малый инвестиционный займ предоставляется бизнесу, который не кредитоспособен в банках, но в то же время он не может довольствоваться лишь стартапами и грантами. Ему нужно развиваться, ему нужны инвестиционные средства. И специально под них разработаны инвестиционные продукты - пятимиллионники на пять лет под ставку рефинансирования.
Наша республика является одной из пилотных территорий по созданию привлекательного инвестиционного климата, и здесь Якутия была отмечена как одна из лучших практик - она вошла в 10-ку лучших, заняв шестое место. И этот продукт, инвестиционный займ, был очень сильно поддержан и востребован, когда мы о нем рассказывали другим регионам. Мы думаем, что даже Агентство стратегических инициатив будет настаивать на том, чтобы такой продукт присутствовал в федеральных программах поддержки бизнеса.
Сегодня у нас потребность составляет буквально в 246 млн рублей, которые мы бы могли направить на инвестиционные займы порядка 100 предпринимателям-производственникам. А сегодня мы можем дать только 20-ти. Я говорю пока только про производственников и про сельские и арктические территории, где поддержка предпринимательства в приоритете, далеко не про всю территорию республики. А надо же иметь в виду и столицу, и другие производственные и промышленные города. Поэтому мы считаем, что данный продукт требует внимания со стороны Федерации.
- Помогут ли предпринимателям облегчить их существование так называемые "налоговые каникулы"?
- Регионы, испытывающие сложность, должны будут принять решение на своем уровне, смогут ли они предоставить эти налоговые каникулы. Но где федералы? Владимир Путин в своем послании отметил, что налоговые каникулы нужно предоставлять не только начинающим, но и действующим предпринимателям, начинающим новое производство. То есть, допустим,вы как предприниматель работаете в этой сфере десять лет и понимаете, что сегодня замещение импорта стремится открыть какое-то новое производство. Вот этим новым производствам и нужны налоговые каникулы. Однако, мы пока не видим это ни у законодателей, ни у Правительства страны. Это бы как раз поддержало такие предприятия как "Скиф", чокурдахский рыбзавод, то есть те компании, которые уже работают, но пытаются открывать еще какое-то новое производство.
Если все эти меры в комплексе будут работать, то производственники смогут выстоять, не исчезнут социальные предприниматели. Сейчас важнее задача не столько развить что-то новое, сколько сохранить старое.
СПРАВКА: КОРМИЛИЦЫНА Екатерина Ивановна. Родилась 10 апреля 1954 года в деревне Мурья Ленского района Якутской АССР. Окончила в 1976 году Якутский государственный университет по специальности "Немецкий язык и литература" с квалификацией "филолог, преподаватель немецкого языка", в 2000 году - Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности "Государственное и муниципальное управление" с квалификацией "менеджер".
С 1976 года по 1983 работала учителем немецкого языка, заместителем директора школы № 5 г. Якутска.
В 1983-1986 гг. являлась инструктором Октябрьского райкома КПСС г. Якутска.
В 1986 году стала председателем Якутского горкома профсоюзов работников просвещения, а в 1994 – главным специалистом отдела контроля Аппарата Правительства Главного управления делами Президента и Правительства РС (Я), консультантом Секретариата Вице-президента РС (Я).
С 1995 по 1997 гг. работала старшим референтом Департамента Правительства РС (Я) по социальным вопросам и здравоохранению.
В 1998-2000 годы занимала пост заместителя начальника организационно-контрольного управления Аппарата Правительства РС (Я), начальника организационно-контрольного управления Аппарата Правительства РС (Я) – заместителя Руководителя Аппарата Правительства - начальника Контрольного управления Правительства РС (Я).
В 2000-2008 гг. являлась начальником Контрольного управления - заместителем Руководителя Администрации Президента и Правительства РС (Я), первый заместителем Руководителя Администрации Президента и Правительства РС(Я).
С 2008 по 2011 гг. - министр по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия). Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2011 года №657 назначена министром по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия).
Является заслуженным работником народного хозяйства Республики Саха (Якутия), награждена Знаком отличия "Гражданская доблесть".