Флида Габбасова: С учреждением ТОР Южная Якутия у Нерюнгри появилось будущее

Сопредседатель Деловой России в Якутии – о сотрудничестве с ГК Колмар и охоте за специалистами
Южная Якутия
Флида Габбасова, сопредседатель якутского отделения "Деловой России"
Фото: ИА PrimaMedia

29 октября 2019. Территория опережающего развития "Южная Якутия" и деятельность ее якорного резидента ГК "Колмар" оказала безусловно позитивное воздействие на социально-экономическую ситуацию в Нерюнгри и во всем Нерюнгринском районе, считает сопредседатель "Деловой России" в Якутии и генеральный директор компании "Айгуль" Флида Габбасова. На площадке XVI Съезда "Деловой России" (прошел 22-23 октября в Москве) корр. московского представительства медиахолдинга PrimaMedia побеседовал с опытным предпринимателем и общественником об эффектах ТОР для муниципалитетов и местного бизнеса, кадровом вопросе и о том, насколько сложно хорошо кормить многотысячный коллектив шахтеров.

Справка: Флида Миргазимовна ГАББАСОВА – сопредседатель регионального отделения общественной организации предпринимателей "Деловая Россия" в Республике Саха (Якутия). Генеральный директор и совладелец компании "Айгуль" (розничная торговля, производство продуктов питания, организация деятельности кафе и ресторанов).  Дочерняя компания ООО "Айгуль" — ООО "Айко" — в 2017 году получила статус резидента ТОР "Южная Якутия" и сегодня организует питание для сотрудников якорного резидента ТОР – группы компаний "Колмар".

 — Флида Миргазимовна, вы переехали в Нерюнгри еще в 1979 году, и можно сказать, что история города, Нерюнгринского района стала и вашей историей. По вашей оценке, создание в Южной Якутии территории опережающего развития уже принесло какие-то позитивные изменения в Нерюнгри, в районе?

 — И сам по себе город у нас все еще молодой, красивый, и плюс еще появление таких компаний, как "Колмар", конечно же, внесло свою долю – и в социальном плане, и в плане наполнения бюджета. Однозначно мы наблюдаем оживление города, у которого действительно сейчас есть будущее.

Даже в эмоциональном плане появление ТОР и якорного резидента принесло надежду — город будет жить. Когда "Колмар" пришел, стало, например, сложно найти в городе специалистов любого ранга, любой профессии. Это тоже ведь о многом говорит. И стоимость жилья, стоимость аренды жилья в городе, где еще недавно люди не могли по 2-3 года продать квартиру, теперь стала как в Москве.

— А как сопредседатель якутского регионального отделения "Деловой России" вы можете сказать, что развитие в регионе крупной промышленности дало мультипликативный эффект в части оживления деловой активности, улучшения инвестклимата? Малый и средний бизнес республики принимают участие в создание добавочной стоимости, генерируемые крупными компаниями?

 — Если оценивать именно с той точки зрения, действительно, территория опережающего развития — это очередной шаг развития предпринимательства, в том числе и малого. То, что при таком крупном добывающем и перерабатывающем бизнесе ГК "Колмар" малый и средний региональный бизнес участвует в аутсорсе – это факт. Деньги, вложенные крупной компанией, остаются в регионе, генерируют финансовые потоки и для малого бизнеса, и для населения.  Здесь даже есть определенный вызов для местного бизнеса, поскольку, например, для "Колмара" очень востребованы строительные подрядчики, а их у нас в городе пока не много, так что подряды достаются компаниям из других регионов. То же касается, в частности, взрывных работ, некоторых производств. Так что здесь есть куда расти местному бизнесу, развивать сотрудничество с крупными инвесторами.

 — Ваша компания стала одним из ключевых аутсорсеров группы компании "Колмар". В чем ценность в этом сотрудничестве для каждой из сторон?

 — Мы работаем с "Колмаром" с третьего квартала 2017 года. У нас сегодня — три "точки", три столовых для сотрудников компании. Общая площадь — 1300 кв. метров, а пропускная способность каждой "точки", допустим, в обеденный перерыв – 1,5 тысячи человек.  

Если говорить о ценностях, то ведь питание – это и есть одна из ключевых сфер и для каждого человека, и для большого производства. И мы действительно стараемся передать каждому сотруднику "Колмара" хорошее настроение.

И то, что с качеством у нас все хорошо, подтверждает, например, популярность нашей выпечки не только у сотрудников компаний, но и у населения. Скажу больше: работающие в районе граждане КНР приходят к нам и прямо так ставят акцент: "Песенье!", то есть полюбилось им наше печенье. Это для нас, на самом деле, как профессиональная награда.

 — Бизнес и компании "Айгуль", и компании "Айко" — такой, кажется, очень женский. Все высшие позиции в компаниях у вас занимают женщины, например. А вот горнодобывающая отрасль — сфера сугубо мужская. Как находите общий язык?

 — А как дома: мужчина приносит деньги в дом, мужчина заботится о семье, а женщина — на кухне (смеется).  Мне это нравится. Как-то даем нашему мужскому коллективу "Колмара" ощущение дома, ведь есть там и приезжие, оторванные от семьи, тут нужен домашний уют. Та же атмосфера в столовых. "Колмар" нам предоставляет по контракту помещения, и мы вместе с ними формируем внутренний стиль. И это серьезная задача — действительно создать уют, создать хорошее настроение для каждого сотрудника. И по-человечески, конечно, большое спасибо  "Колмару" за заботу о своих сотрудниках.

 — Все-таки организация питания для большой группы компаний, да ещё и в сложных климатических и логистических условиях — это, безусловно, было вызовом для вашей компании?

 — Было, наверное, сложно больше в эмоциональном плане, когда понимали, что в лесу, в недавно построенном здании надо будет кормить людей, причем кормить уже с утра, готовить завтрак, то есть компания должна работать с 05.00 часов утра до 23.00 как минимум. Но глаза боятся, а руки – делают: все было организовано системно, все-таки наша компания — 25 лет на рынке. И каждый предыдущий проект принес опыт – и положительный, который закрепился, и даже отрицательный – важный для того, чтобы больше таких ошибок не делать.

— Один из основных пунктов KPI для любого ТОРа — это создание новых рабочих мест, особенно, для местных жителей. Вы как раз говорили, что теперь в Нерюнгри идет настоящая охота на специалистов. Возникла ли у вас в связи с получением дочерним предприятием статуса резидента ТОР "Южная Якутия" необходимость расширения штатов? Как вы решаете кадровый вопрос на территории? Есть ли сегодня необходимость развивать в республике профобразование в сфере пищи, торговле предприятий общественного питания?

 — Мы — общественное питание — зависим от потребителя: сколько потребителей, таков и штат. Если вспомнить начальный этап "Айгуль", то нас было трое. А теперь в штате только "Айко" 29 сотрудников на три точки общепита.

Вообще у нас в России — и в том числе и в Якутии — общепитовские профессии пока остаются несколько подзаброшенными. То есть те люди, которые в советское время занимались общепитом, сейчас как раз из профессии уходят по возрасту. А что касается нового поколения, к которому я и себя отношу, то здесь у нас получился некоторый пробел в части передачи опыта, наставничества. Так что мы здесь, как говорится, сами выходим из положения, обучаем новых людей. Есть у нас курсы поваров, мы даже помогаем и финансово, и организационно обучатся в других учебных центрах. Кроме того, у нас работают приезжие из других регионов – из Иркутской области, из Читы, из Казани. Это, кстати, хорошо сказывается на формировании меню, потому что наши клиенты тоже ведь часто из других регионов, где свои любимые блюда.  

В целом же, конечно же, профобразование нужно развивать, и не только в нашем общепите, но и в других отраслях, как это делает "Колмар". Если они будут формировать какие-то программы по подготовке специалистов и других отраслей, например, в общественном питании, мы с удовольствием войдем в такой проект.

 — Инструмент ТОР — согласно позиции правительства России и Минвостокразвития – это не есть что-то статичное, регламентированное раз и навсегда. Как, по вашему мнению и на основании вашего опыта, можно было бы доработать этот инструмент сегодня?

 — Это, действительно, совсем еще новый инструмент, новый проект. Есть свои сложности, есть свои плюсы и минусы. Но в любом случае, те льготы и преференции, которые существуют сейчас, уже приносят пользу и крупному бизнесу, особенно участвующему во внешнеэкономической деятельности, и малому и среднему бизнесу. Допустим, 5 лет ты можешь работать, не платя  налог на прибыль. Это ощутимая поддержка. Даже если в нашем общепите маржа традиционно небольшая, все равно это очень положительный момент.

Из моментов, которые можно было бы доработать, отмечу определенные сложности с включением новых видов деятельности, с которыми можно становиться резидентами ТОР. Если бы, например, перечень видов деятельности для резидентства был бы расширен для нашей ТОР "Южная Якутия", то у района появилось бы больше возможностей для развития, больше бы концентрировался бизнес и, соответственно, повысились бы поступления в бюджет.

В целом же мне нравится быть резидентом ТОР. Я этот опыт получила, и если у меня спросят совета: "Нужно ли это для бизнеса?", я скажу: "Да. Это нужный инструмент, это новый инструмент, это выгодный инструмент. Сложности есть, но они все преодолимые".

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость