19 марта 2019. В Якутском городском суде слушается уголовное дело, возбужденное в отношении бывшего директора ГУП “Стройсельгазификация” Евгения Рожина. Следственные органы обвинили его в вымогательстве и получении взятки. На днях были заслушаны показания ключевого свидетеля обвинения — генерального директора “Ленагазстроя” Петра Федорова, который, собственно, и дал взятку в размере полмиллиона рублей. Об этом сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на газету "Якутск вечерний".
Федоров путался в показаниях, многого не помнил, пробелы в воспоминаниях объяснял тяжелой болезнью. Могло даже возникнуть впечатление, будто свидетель раскаялся, что дело зашло так далеко, и теперь пытается смягчить последствия.
Тем не менее даже из неполных и путаных показаний Федорова складывается довольно ясная и не очень приглядная картина того, как именно в Якутске проходят всевозможные конкурсы и тендеры и как заключаются договоры с организациями.
Хочешь в дальнейшем участвовать в конкурсах, выигрывать их, получать крупные госзаказы — будь добр раскошелиться. И не раз. В результате непосредственно на строительство объектов доходят заметно усохшие суммы, которых иной раз может просто не хватить.
В декабре 2016 года компания "Ленагазстрой" выиграла конкурс на выполнение работ по строительству наружного газопровода в селе Табага стоимостью более 23 млн рублей.
После подписания договора подряда и перечисления аванса в размере 2,2 млн рублей Рожин потребовал у Петра Федорова, генерального директора "Ленагазстроя", вернуть один миллион рублей — в качестве отката. Иначе с последующим финансированием будут проблемы, а то и вовсе можно расторгнуть контракт. Опять же работу еще сдавать надо будет, и заказчик может придумать тысячу и один способ не принимать и, соответственно, не оплачивать.
Для Федорова это была значительная сумма, и он начал спорить. В итоге стороны сошлись на 500 тысячах. Стороны ударили по рукам, и Федоров перечислил четвертую часть авансированных средств на банковскую карту Рожина. Последний потратил их погашение долгов и покупку автомобиля.
…Что побудило Федорова спустя год написать заявление о даче взятке мы не знаем. Может, совесть заела. Но, скорее всего, правоохранительные органы начали копать под Рожина, вышли на транш от главы "Ленагазстроя" и просто прижали руководителя: или пойдешь обвиняемым по даче взятки, или будешь свидетелем по делу о вымогательстве взятки. Почувствуй разницу. Так или иначе, но в итоге Федоров написал явку с повинной, дал признательные показания, стал сотрудничать со следствием и превратился из взяткодателя в свидетеля обвинения.
Рожина же после возбуждения уголовного дела и разгоревшегося скандала уволили с должности директора ГУП "Стройсельгазификация".
В среду на суде свидетель Федоров пояснил, что в декабре 2016 года "Ленагазстрой" подал заявку на участие в конкурсе, став в итоге победителем. Фирма должна была подписать договор подряда с ГУП "Стройсельгазификация", однако подписание важного документа затягивалось, и это явно следовало понимать как намек.
Петр ФЕДОРОВ:
— Я неоднократно пытался встретиться с Рожиным. Каких-то документов не хватало. Я торопился, потому как нужно было закупить оборудование в Самаре. Боялся, что дорога может закрыться. С самого начала договор не заключался, а мне срочно нужны были деньги, чтобы с людьми рассчитаться. ГУП должен был перекинуть мне аванс. Наконец после заключения договора и получения аванса Рожин мне позвонил, пригласил на встречу. Мы с ним встретились в его офисе. Он мне сказал: "Помоги" и назвал сумму. Ему нужно было ехать в Москву. Я отправил ему 500 тысяч рублей с полученного аванса на банковскую карту. Реквизиты он представил мне сам. Я не спрашивал, для чего нужны деньги. Уже два года прошло. Многого не помню, потому как болею. Принимаю лекарственный препарат, от которого много побочных эффектов. У меня проблемы с памятью.
После этого выступления адвокат подсудимого Дмитрий Логинов засыпал свидетеля вопросами, от которых тот начал путаться. В итоге, умело выстраивая вопросы, адвокат сумел добиться нужного заявления: свидетель вспомнил, что отправлял Рожину деньги просто как физическому лицу, попросившему о помощи, и что угроз с его стороны не было.
Гособвинитель был вынужден заявить, что показания свидетеля противоречивые. В качестве истинно верных были зачитаны те, что Федоров давал на предварительном следствии от 23 июня 2017 года. Тогда с памятью у него было гораздо лучше, и ситуация выглядела совсем иначе.
После заключения договора и получения аванса в размере более 2 миллионов рублей Рожин вызвал Федорова к себе в офис, где между ними состоялся разговор, суть которого свелась к простому намеку: для плодотворного сотрудничества нужно выложить миллион.
Из зачитанных показаний:
"Рожин начал мне объяснять, что мы должны помогать друг другу, что это для "дальнейшего сотрудничества". Я ответил, что сумма большая, что денег на объект не останется. Тогда он списал сумму до 500 тысяч рублей. Из разговора я понял, что он мог бы затягивать в дальнейшем с финансированием. 23 декабря 2016 года я произвел оплату в 500 тысяч рублей на его банковскую карту. В дальнейшем не встречал никаких барьеров. В мае 2017 года на меня вышли сотрудники УБЭП. Я написал явку с повинной. При моем отказе со стороны ГУП были бы сложности с финансированием. Я торопился, чтобы приступить к работе.
После оглашенных показаний свидетеля адвокат Логинов еще только усилил натиск на свидетеля, и тот, что называется, "поплыл".
Логинов:
— 20 декабря вы стали победителем конкурса. 21 декабря с вами был заключен договор. Когда вы "неоднократно" обращались к Рожину? В течение суток?
— На протяжении двух недель.
— 21 декабря вы встречались с Рожиным? Вы это подтверждаете? Кто был инициатором перечисления аванса?
— М-м-м…
— Спрошу по-другому. Кто решил перечислить деньги с аванса?
— Я сам решил. Откуда я мог взять деньги? Он мне сказал: "С аванса отдашь".
— Это были ваши домыслы, что у вас могут быть проблемы, если не заплатите?
— Я так подумал.
На этом допрос ключевого свидетеля был закончен. Следующее судебное слушание состоится 21 марта.
А работы по строительству газопровода в Табаге не закончены до сих пор. Наверное, пока г-н Федоров помогал г-ну Рожину, кончились деньги.