Невероятное приземление 7 сентября 2010 года самолета АЛРОСА на закрытом аэродроме в Ижме

И не менее невероятное возвращение самолета в строй
После приземления
Фото: https://aftershock.news

После аварийной посадки самолета A321 на кукурузном поле в Подмосковье после столкновения с птицами многие сразу же вспомнили похожий случай, который произошел в 2009 году в Нью-Йорке, когда А320 сел на воду. Тогда никто не погиб, сейчас — тоже. Но мало кто помнит, что в истории России есть еще как минимум одна история чудесного спасения самолета и всех людей на борту, достойная экранизации не меньше, чем посадка аэробуса на Гудзон. Речь про аварийную посадку Ту-154 на аэродроме в Ижме. Редакция ИА YakutiaMedia вспоминает события, произошедшие 14 лет назад.

События аварийной посадки Ту-154М в Ижме частично описаны в фильме "Ёлки 2" (12+), действие которого в том числе разворачивается в терпящем крушение самолёте. Роль командира экипажа сыграл Алексей Петренко, а второго пилота сыграл Павел Баршак. По сюжету они пытаются посадить аварийный самолёт Ту-154 на заброшенный аэродром.

8 октября 2010 года Указом Президента России, тогда им был Дмитрий Медведев, за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, членам экипажа были присвоены звания ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЛАМАНОВУ Андрею Александровичу — командиру; НОВОСЁЛОВУ Евгению Геннадьевичу — командиру.

За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, награждены ОРДЕНОМ МУЖЕСТВА: ВЫРОДОВ Василий Георгиевич — бортпроводник; ДМИТРИЕВ Николай Юрьевич — бортпроводник; ДМИТРИЕВА Елена Фёдоровна — бортпроводник; КАРИМОВ Рафик Ахметнурович — бортинженер; НИЗАМОВ Рифкат Гильмутдинович — бортпроводник; РАЗУМОВА Елена Владимировна — старший бортпроводник; ТАЛАЛАЕВ Сергей Владимирович — штурман.

ИА YakutiaMedia напоминает хронику событий, сделанную на основе официальных данных из Приказа Росавиации от 03.02.2011 года №33 "О серьезном авиационном инциденте с самолетом Ту-154М RA-85684" Обстоятельства серьезного авиационного инцидента, произошедшего 07.09.2010 с самолетом Ту-154М RA-85684.

07.09.2010 экипаж самолета Ту-154М RA-85684 выполнял регулярный пассажирский рейс ДРУ-516 по маршруту Полярный — Москва (Домодедово). Кроме 4 членов летного и 5 членов кабинного экипажа, на борту самолета находилось 72 пассажира.

Комиссией Росавиации по расследованию серьезного авиационного инцидента с самолетом Ту-154М RA-85684 было установлено, что взлет в аэропорту Полярный был произведен в 00:15 UTC.

В 02:56 экипаж самолета передал диспетчеру срочное сообщение о проблемах с электропитанием и решении о выполнении вынужденной посадки в Сыктывкаре. Информация о решении следовать в Сыктывкар была получена с помехами, поэтому диспетчер начал запрашивать подтверждение полученной информации.

С 02:58:52 диспетчер предпринимал безуспешные попытки вызова на связь экипажа самолета.

Начиная с 03:01 самолет Ту-154М RA-85684 начал уклоняться вправо от воздушной трассы.

В дальнейшем самолет Ту-154М RA-85684 был обнаружен местными жителями в районе села Ижма (Республика Коми), выполняющим полет на малой высоте с выпущенными шасси.

Экипаж самолета Ту-154М RA-85684 после перехода на визуальный полет принял решение о посадке на взлетно-посадочную полосу неэксплуатируемого аэродрома в районе села Ижма. После трех проходов над ВПП аэродрома Ижма экипаж самолета принял решение о посадке на ВПП. Посадка была произведена в 03:35.

В процессе пробега после посадки произошло выкатывание самолета по курсу посадки на 168 метров от выходного торца ВПП с уклонением влево от осевой линии на 27 метров.

При выкатывании самолет получил повреждение конструкции планера (от столкновения с деревьями) и лопаток двигателей № 1 и 3 от попадания посторонних предметов. В результате применения аварийного торможения и последующего выкатывания произошло разрушение пневматиков внешних колес на правой стойке шасси и одного внешнего заднего колеса на левой стойке шасси. Пассажиры и экипаж самолета не пострадали.

По результатам выполнения работ на самолете обнаружена неисправность аккумуляторов № 1 и 2. При этом первоначальным источником неисправности электрооборудования самолета явился аккумулятор № 1, установленный в левой сети постоянного тока. Отказ аккумулятора № 1 явился следствием его теплового разгона.

По результатам исследований аккумуляторных батарей комиссией по расследованию было установлено, что их эксплуатация осуществлялась с нарушением Руководства по техническому обслуживанию.