YakutiaMedia, 8 октября. 8 октября 2025 года исполняется 100 лет авиации Якутии — важной отрасли для территории с огромными расстояниями и суровыми климатическими условиями. Именно в этот день в 1925 году пилот Пётр Михайлович Фадеев поднял в небо самолет "Сопвич", взлетевший с пристани Даркылах и совершивший посадку на Зеленом лугу. Этот первый полёт стал началом развития воздушного сообщения в республике. Об этом в материале ИА YakutiaMedia.
Организация воздушной линии была одним из приоритетов руководства Якутской АССР с самого основания республики. Благодаря усилиям Максима Аммосова, Платона Ойунского, Исидора Барахова и Степана Аржакова Якутия вошла в трёхлетний план открытия воздушных линий СССР 1923 года. В период становления отрасли в непростых условиях строились аэропорты и взлетно-посадочные полосы, осваивалась новая техника, создавались летные и инженерно-технические школы.
8 октября 2025 года исполняется 100 лет авиации Якутии. Фото: ИА YakutiaMedia
В Якутии одним из первых наиболее крупным предприятием гражданской авиации стало основанное в марте 1923 году акционерное общество "Добролёт".
В уставе общества указывалось, что оно учреждается "для развития Гражданского воздушного флота в пределах СССР путём органзации воздушных линий и перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъёмок и иных отраслей применения на основе отечественной авиапромышленности".
8 октября 2025 года исполняется 100 лет авиации Якутии. Фото: YakutiaMedia
Большую роль в становлении отечественной авиации сыграло "Российское общество друзей воздушного флота" (ОДВФ), учрежденное 8 марта 1923 года и преследовавшее цель содействовать созданию в СССР могущественной авиации. Вскоре его отделения стали создаваться по регионам страны. В ОДВФ Дальнего Востока входило 7 губернских обществ, в том числе Якутское. В 1925 г. ОДВФ объединилось с Доброхимом, а в 1927 году — с Обществом содействия обороне и стало называться Осоавиахимом. В Якутии ОДВФ организационно оформилось 9 августа 1924 года, когда в столице республики на общем собрании членов ОДВФ избрали временное бюро, в которое вошли Леонтьев (председатель), Тверской и Сухушин. Уже до конца месяца Якутская городская организация ОДВФ насчитывала 118 членов.
Первый самолет поднялся в небо над Якутском 8 октября 1925 года. Но потребовалось ещё три года напряжённой изыскательской и организационной работы, прежде чем в 1928 году была открыта первая в республике регулярная авиалиния, связавшая Якутск с Иркутском.
Особое место в истории занимает легендарный летчик Валерий Ильич Кузьмин— один из первых пилотов Якутии, трижды миллионер по налёту (налетал три миллиона километров), освоивший 12 типов самолётов и основавший авиационную инфраструктуру региона. Его новаторские решения остаются актуальны и поныне, а дело продолжает его семья — дети и внуки.
100 лет в небе Якутии: от первого "Сопвича" до современных авиаперевозок. Фото: ИА YakutiaMedia
За столетие гражданской авиации Якутии накоплен уникальный опыт полётов в экстремальных условиях Крайнего Севера, сформирована высоко ценимая в России и мире школа летного и инженерного мастерства, являющаяся гордостью республики и важнейшим фактором её мобильности и развития.